В ходе жарких дискуссий спикеры попытались выяснить, в чем плюсы и минусы формирования Совета районных депутатов, на примере Тындинского района. В этом году в самом северном районе области впервые в Приамурье выбирали депутатский корпус райсовета по новой системе: из глав поселений и представителей сельских советов. Такой порядок формирования законодательного органа Тындинского района предложили депутаты Олекминского сельсовета. Эту инициативу поддержали 17 поселений из 20. Таким образом, большинством была принята новая форма избрания депутатов в райсовет. - По этой системе мы работаем полгода, но уже сегодня есть плюсы и минусы, - говорит Тамара Лысакова, глава Тындинского района - председатель Совета народных депутатов. - Самый главный плюс - это назначение главы администрации по контракту, что не дает прийти к власти случайному человеку, который далек от экономики района, но при этом может красиво говорить. Среди минусов -стало дороже проводить сессии, у нас теперь 39 депутатов, которым нужно оплатить дорогу и командировочные. Напомним, что сегодня во всех городах и районах области депутатов и глав администраций выбирают по классической системе: путем тайного голосования всеми жителями, имеющими на это право. В Тындинском районе по этой схеме определяются депутаты только сельских советов и главы поселений. Как объясняют авторы законодательного ноу-хау, сейчас время делать ставку на опыт народного избранника и его деловые качества. Система выборов по-тындински практически исключает приход к власти людей, далеких от проблем села. - Я бы выделил плюсы этой системы - уход от дополнительных выборов, а вместе с этим и расходов на проведение избирательной кампании, и более широкое отстаивание интересов конкретно своего поселения, - выступил Александр Башун, заместитель председателя Заксобрания Амурской области. - Ну а минус - ущемление интересов больших поселков, где могут проживать больше половины жителей района. И еще один интересный момент: депутат сельского совета может являться и районным депутатом, получается двойной статус, но где какой применять? Наверное, так: в поселении - сельский депутат, а как только садится на поезд, уже районный. - Мы думали, что у нас возникнет проблема на уровне больших поселков, ведь получается, что из поселения, где живет 3 тысячи человек, в райсовете 2 депутата и столько же от села, где проживает 300 человек, - объясняет Татьяна Сигутина, начальник организационного отдела Тындинского райсовета. - Но, как оказалось, проблемы у всех общие, поэтому у нас нет лоббирования интересов какого-то конкретного поселка: все понимают друг друга и поддерживают. Обсудив опыт формирования Тындинского совета, участники совещания перешли к поправкам в областной избирательный кодекс, которые были приняты в сентябре этого года. Заместитель председателя облизбиркома Виктория Вискулова подробно остановилась на том, как еще можно выбирать депутатов районных и городских советов. Кроме классической схемы, теперь есть возможность выбора по пропорциональной системе (партийным спискам) и смешанной. - С одной стороны, у муниципального образования теперь больше самостоятельности в вопросах формирования представительского органа власти, а с другой - появились и проблемы, - объяснила Виктория Вискулова. - Прежде всего они связаны с уставами, в которых не прописана система избрания депутатов. Такая проблема возникла в Зее, где в следующем году должны пройти выборы, но в уставе не указано, как выбирать депутатов: классическим способом, по партийным спискам или по смешанной схеме. Нужно срочно вносить поправки в устав, иначе может наступить безвластие: выборы будут поставлены под угрозу срыва. Безусловно, выбирать ту или иную систему нужно самим депутатам, но я бы не начинала реформу с сельского уровня. Здесь не будет работать пропорциональная система: на местах выбирать депутатов только по партийным спискам не имеет смысла - в селах не найдется столько членов различных партий. Сначала нужно опробовать эту систему на примере крупного города, например Благовещенска. Председатели районных и городских советов депутатов пришли к выводу, что необходимо очень осторожно подходить к любым изменениям в уставы в части способа выбора народных избранников и глав городов и районов. Самое главное, по их мнению, учитывать интересы жителей поселений, а не думать о своих политических амбициях, что сегодня не редкость и на местном уровне власти. Тындинский район.