От обычного микроавтобуса этот автомобиль отличают более просторный салон, где могут поместиться инвалид на своей коляске и автоматический подъемный трап, который поместит колясочника внутрь без какого-либо дискомфорта. Крючья на полу помогут зафиксировать коляску, обеспечив безопасность пассажира во время движения. Александр Федин стал инвалидом в результате производственной травмы, раньше он работал бульдозеристом. Потеряв ноги, потерял свободу передвижений. Он живет в общежитии на первом этаже, но даже с первого этажа, который от крыльца отделяют несколько ступеней, ему спуститься без посторонней помощи трудно. С крыльца на асфальт двора попасть проще - есть пандус, который стоил Александру Владимировичу нескольких месяцев битвы с чиновниками и РЭУ. Признается, что требовал оборудования съезда от управляющей компании, отвечающей за обслуживание дома, но только после письменного обращения в правительство области дело сдвинулось. Едва Федин на своей коляске съехал с крыльца, как его средство передвижения тут же забуксовало в неглубоком снегу. На помощь пришел водитель социального авто Валерий Ельчанинов. За рулем этой машины Валерий Петрович уже три года, и никогда не отказывается помочь. В центре социального обслуживания населения «Доброта», за которым закреплен автомобиль, говорят, что водителя подбирали по душевным качествам. Зарплата в центре небольшая, поэтому здесь плохие люди не задерживаются. Кто остается - те работают за совесть. Самостоятельно посетить близлежащие магазин или парикмахерскую для Александра Федина и таких же, как он, инвалидов-колясочников, в Благовещенске - неразрешимая проблема. Единственное утешение - современные аптеки. Подъезды к ним одинаково комфортны и для тех, кто едет на колясках, и кто идет на своих двоих. - В аптеку еще как-нибудь заеду, а в магазин - вряд ли, - перекрикивая шум мотора, говорит мой собеседник. - Без соцработника никак, там ступенька сантиметров в 20 высотой, я ее в одиночку не проштурмую. Впрочем, прогулки по улицам тоже могут закончиться для инвалида плачевно: преодолевая бордюры, есть риск сломать коляску, а ее выдают раз в пять лет. А уж выехать в центр или на другой конец города - очень серьезное и дорогостоящее дело. - Пока не было этой машины, выезжал только на такси, -говорит Александр Федин. - Но это же дорого, много не поездишь. А нужно то в центр реабилитации, то еще куда. Машиной пользуюсь только в серьезных целях. Не буду же просить, к примеру, свозить на площадь на концерт Маши Распутиной, хотя мне очень хочется. Но надо понимать, что, кроме меня, еще люди есть. Впрочем, такси инвалиду все равно приходится пользоваться. - Хочется то на природу, то в центр города, - говорит он, - мы ведь такие же люди, как и все. Коляску в багажник, сам на сиденье. Водители ни разу не отказывались помочь и сверх таксы плату не брали. Коляска не багаж - это мои ноги. Специализированный автомобиль появился в Благовещенске в 2004 году, его подарили Благовещенскому комплексному центру социального обслуживания населения «Доброта» на 10-летие. Социальные работники уже и забыли, как они обходились без этого транспортного средства. На нем перевозят в пределах города не только колясочников, но и лежачих больных, пенсионеров со сломанными конечностями, а если есть необходимость - то доставляют инвалидов в дома-интернаты области. По словам директора центра Светланы Сулоевой, спецтранспорт выполняет более 300 заявок в год. Могли бы и больше, но не все знают об этой услуге, а иногда и стесняются обращаться. Спецмашина простаивает, лишь когда ее нужно ремонтировать или когда водитель в отпуске. Но в последнем случае, если очень нужно, шофера обычно из отпуска отзывают. КСТАТИ Заявки на пользование специализированным автомобилем принимают от всех жителей Благовещенска, нуждающихся в такой машине. Лучше звонить заранее, чтоб можно было спланировать работу этого необычного транспорта. Телефон 447-433.