«Добро» — технике Сегодня в кредит можно купить многое — от чайника и холодильника до шубы и автомобиля. Потребительское кредитование прочно вошло в нашу действительность. Доля товаров в рассрочку сегодня составляет 30—40 процентов от общего объема продаж у торговых компаний. Количество кредитов, выданных в магазинах, в структуре всех потребительских займов амурчан, неизвестно. Как сообщили в ГУ Банка России по Амурской области, такая статистика не ведется. Принцип «если нет денег, но хочется купить» действует уже несколько лет. Амурчане, не имея наличных средств, без предварительной оплаты могли приобрести понравившийся товар. Но ситуация изменилась: торговые компании и банки отказываются предоставлять рассрочку и кредиты без наличия предоплаты. — В декабре наша организация временно приостановила две акции — продажу товаров в рассрочку сроком на три и восемь месяцев, — говорит специалист сектора по работе с сетями первого и второго порядка «OTPBank» Виктория Тимченко (банк кредитует клиентов компании «Парад электроники»). — Сегодня действует только рассрочка на пять месяцев, но и то не во всех торговых точках, а только там, где осуществляется продажа бытовой техники. Мы отказались от продажи в кредит компьютерной и оргтехники, а также телефонов и мебели. В связи с кризисом временно приостановили продажу товаров без предварительного взноса также в компании «В-Лазер». Кстати, она проводит программы кредитования за свой счет. Здесь покупатель сам вправе назначить дату ежемесячного платежа, который вносится тут же в магазине. — До 26 ноября в компании действовало 11 кредитных программ, — комментирует старший кредитный эксперт «В-Лазера» по Благовещенску Алена Саяпина. — А сейчас большинство из них отменено. Угаснуть совсем «кредитам в магазинах» не дает конкуренция. В борьбе за продажи продавцы стараются создать наиболее заманчивые условия для покупателей. От рассрочки к кредитам Несмотря на разные «но», покупка товара в кредит или в рассрочку все-таки удобна. Поэтому-то амурчане быстро оценили плюсы этой услуги. — Когда банки приостановили свои программы потребительского кредитования, мы услышали массу недовольства покупателей, — говорят менеджеры магазинов. — Люди уже привыкли к тому, что понравившийся товар можно купить без первоначального взноса. Поэтому со стороны клиентов было много возмущений. Сегодня в торговых компаниях покупателя обязывают сразу оплатить часть стоимости товара. Например, в магазинах бытовой техники «Парад электроники» минимальный взнос составляет: 5 процентов — на мелкую бытовую технику (DVD, пылесосы); 10 процентов — на холодильники, стиральные машины, музыкальные центры, электро- и газовые плиты; 20 процентов — на ЖК-телевизоры, видеокамеры и другое. В торговых точках «В-Лазера» из программ покупки товара в рассрочку сегодня действует «Золотая середина». Это когда покупатель половину стоимости вещи оплачивает сразу, а остальную сумму вносит в течение последующих месяцев. Как правило, рассрочка дается клиенту со сроком погашения от трех до пяти месяцев. Но, помимо этого, мы можем оформить кредит на год-два (в зависимости от компании). Его процент варьируется от суммы первоначального взноса и от срока, на который оформляется договор. В кредит, как правило, приобретается дорогостоящий товар — от 60 тысяч рублей и выше. Кстати, часто такие займы дают западные кредитные организации, у которых нет филиалов в Приамурье. Поэтому платежи приходится отправлять либо через почтовые отделения, либо через другие банки, или через бухгалтерию предприятия, где работает сам клиент. Небесплатный сыр Большинство торговых точек предлагает товар в рассрочку под ноль процентов. Так гласят «рекламные» ценники. Но, конечно, всем понятно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и нулевая ставка — это, по сути, завуалированная скидка. Например, стиральная машина-автомат стоит 16 тысяч рублей. Если вы платите наличностью, то вам сделают скидку в 10—20 процентов. И тогда покупка ее вам обойдется уже в 12,8—4,4 тысячи рублей. Если же вы решаете брать машинку в рассрочку или кредит, то ее вам отдадут только по сумме, указанной в ценнике. Эта разница как раз и есть те средства, которые получает банк за свои услуги. Кстати, для торговой компании это «медленные» деньги в отличие от наличного расчета. Сумму, на которую кредитовались потребители, банк выплачивает в течение трех дней. Хотя покупатель забирает товар в тот же день. Однако ставка на ноль — хороший маркетинговый ход. Используя такую схему, компании повышают спрос на свою продукцию и неплохо при этом зарабатывают. Благодаря ему у магазинов есть шанс продать неходовой и залежалый товар. Более того, отдать его по высокой цене, замаскировав ее рассрочкой с «нулевым» процентом. Не по карману Чем ниже платежеспособность населения, тем выше доля покупок в кредит. Но, как говорят руководители фирм, если в прошлом году доля приобретенных товаров в кредит составляла 30—40 процентов от всех продаж, то уже в этом показатели «скатятся» до 15. С одной стороны, экономический кризис и нынешняя политика государства приводят к тому, что банки неохотно идут на выдачу потребительских кредитов. А с другой — это не всегда выгодно торгово-сервисным организациям. Поскольку они нуждаются в пополнении оборотных средств, а предоставление кредитов несет увеличение издержек предприятия. А возможно и так, что в оформлении такой рассрочки и займов просто может отпасть необходимость. — Если экономика страны перегружена деньгами, то население может испытывать дефицит товаров и услуг, — говорит заведующий кафедрой финансов АмГУ кандидат экономических наук Геннадий Трошин. — Поэтому я думаю, что продавцы откажутся от продажи товара под «0 процентов» и в рассрочку, а просто начнут продавать товар. Ведь если есть спрос, какой смысл во всевозможных скидках? Но будем надеяться на лучшее. Картина, подтверждающая слова специалиста, сегодня наблюдается в мебельных салонах. По словам продавцов, бум с наличностью начался еще в преддверии нового года. Испугавшись обвала рубля, амурский люд начал активно тратить свои накопления. — Удивительно, но сегодня кредиты на покупку мебели клиенты оформляют редко, — говорит администратор компании «У Денисенко» Оксана Магдалинская. —Предпочитают платить в основном «наличкой», хотя мебель стоит отнюдь недешево — от 40 тысяч рублей и выше. При этом банк, с которым мы сотрудничаем, предлагает различные схемы рассрочки: под 0 процентов и 0 переплаты (при наличии предоплаты 25 тысяч рублей сроком на три месяца), «6-6-6» (6% — первый взнос, 6% — за кредит, 6 месяцев — срок кредита), «10-10-10» или «12-12-12». Между тем во многих торговых сетях, напротив, настроены весьма оптимистично. Как утверждают менеджеры, у потребительских кредитов есть будущее. Поскольку существуют такие товары, которые за наличный расчет большинству граждан приобрести просто не под силу.

Возрастная категория материалов: 18+