Советы родителям дает психолог благовещенской школы N 25 Ольга Блинова. Трудный возраст — Труднее всего первоклассникам и пятиклассникам, — отмечает Ольга Ивановна. — У них адаптационные процессы идут в течение всего года. В первом случае идет адаптация к школе вообще, во втором — адаптация к обучению в среднем звене. Для первоклассников прежде всего важен режим — ложиться спать в одно и то же время (желательно — в 21 час), гулять на свежем воздухе. Обратите внимание на питание своих детей — в это время года, как никогда, необходима витаминизация. Кроме того, рекомендуется хорошее освещение в комнате, где занимается ребенок. Праздники и веселье ушли, настали серые будни. Детям, особенно в начальной школе, трудно быстро перестроиться на рабочий лад. Родителям не нужно эмоционально давить на детей, считает школьный психолог. Разговаривая с ребенком, нужно быть требовательным и настойчивым, но при этом спокойным. Особенно это касается родителей первоклассников. — Как начался 1-й класс, как вы выстроите работу с ребенком — это будет залог на все последующие 11 лет, — продолжает Ольга Ивановна. — Перед выполнением домашнего задания нужно создать соответствующий настрой — телевизор выключить, стол привести в порядок. Не должно быть никаких оскорблений и унижений ни со стороны родителей, ни со стороны ребенка. Нужно оценивать не личность вашего сына или дочки, а конкретную работу: «Посмотри, вот здесь у тебя сделано неважно, есть ошибки — давай подумаем почему? Или ты не сосредоточился, или не понял?» Нужно вместе с ребенком проанализировать, почему это произошло. Обязательно найдите, за что можно похвалить вашего ученика. И вообще родители должны все школьные проблемы воспринимать спокойно. Ведь они разрешимы. «Молодец, первым полетишь в космос!» Как усадить ребенка за уроки, если он сопротивляется? Только убеждением, что это необходимо, считает психолог. Выполнение домашних заданий — это труд. А лень характерна для всех людей, в том числе и для маленьких. — После рабочего дня (а школа для них — это трудный рабочий день) дети приходят уставшими, —- говорит Ольга Блинова. — Им необходим отдых. Если у ребенка четкий режим, он знает: после отдыха, примерно в 15—16 часов, он должен сесть за уроки. Если ученик ждет родителей с работы и садится за уроки в 19—20 часов, когда его организм уже готовится ко сну, большой отдачи ждать не приходится. Как выработать у школьника нужный рефлекс? Только методом поощрения. За выполненный труд ребенок должен получить похвалу или сладость — то, что выработает в нем гормон радости эндорфин. — Я, например, так делаю, — делится опытом Ольга Ивановна. — Говорю сыну-первокласснику: вот представь, президент Медведев выстроит всех школьников и спросит: «Кто больше всех знает про окружающий мир?» Все будут долго думать, а ты быстро поднимешь руку. Президент скажет: «Молодец, ты первым полетишь в космос, собирайся! Сразу видно, что ты хорошо учишься!» Важен также пример старших братьев или сестер, которые достигли определенного успеха, или примеры положительных героев из сказок и фильмов. Родителям нужно быть хитрыми, придумывая разные мотивации. Если постоянно заставлять, это приведет к тому, что ребенок будет с тем же постоянством сопротивляться. Опасная загрузка Дети сегодня буквально с 1-го класса загружены — кроме учебы в школе, многие занимаются в кружках и секциях, в учреждениях дополнительного образования. Ведь родителям хочется, чтобы их чада имели хореографическую подготовку и спортивный разряд, чтобы английский отскакивал от зубов, а на всех стенах в квартире красовались детские акварели в рамках. Как не перегрузить ребенка и вовремя остановиться? — Надо смотреть по соматике и физическому состоянию школьника, — говорит Ольга Ивановна. — Вообще дополнительные занятия в первом классе не рекомендуются, считается, что у детей и так большая нагрузка, связанная с адаптацией. Но общеизвестно, что дети, посещающие дополнительные занятия, лучше организованы. Во всем хочется гармонии, если в школе у детей большая умственная нагрузка, то ее лучше компенсировать занятиями в спортивных кружках и секциях, танцами. Дополнительная умственная нагрузка рекомендуется с 5-го класса, хотя у нас на английский записывают едва ли не с рождения. Конечно, все решается индивидуально. Но сами по себе внешкольные занятия — благо. Дети, которые помимо школы танцуют, рисуют и ставят спортивные рекорды, и в жизни, как правило, более успешны. У них высокий уровень самооценки, они могут себя проявить на общешкольных мероприятиях, что тоже способствует выработке уверенности в себе. Но если вы видите, что у ребенка нарушился сон, появились боли в животе, он стал раздражительным и плаксивым, значит, нужно нагрузку пересмотреть.

Возрастная категория материалов: 18+