Сам Николай Валуев обещал заглянуть на родину предков. А валуевцам только того и надо — сила у них, как у великого боксера, в крови.
Корреспондент «АП» едва не убедился в этом на собственном опыте. В ходе командировки в боксерскую деревню никто не пострадал.
Как стало известно «АП», один из прадедов Николая Валуева стоял у истоков основания населенного пункта. Недаром воспоминания о реальных похождениях местных силачей, их удали и габаритах — основа местного фольклора. Как известно, Николай тоже выделяется своими ростом, весом и тяжестью удара. Если верить центральной прессе, «русский Мохаммед Али» только на ринге агрессивен. В жизни он почти что паинька — до глубины души трогателен и вежлив. Недаром в Благовещенске все улицы увешаны его фотографиями в обнимку с букетами цветов. Вот и валуевцы вспоминают о небывалой силе своих предков и их исключительном миролюбии. Однако спуску агрессорам они все же не давали. Наказывали конкретно, но гуманно.
— Отец у меня был человек сильный, — припоминает механизатор Борис Левчук. — Как-то матрос заезжий брел по улице и вдруг стал бате широкими жестами рассказывать о своей исключительности в морском деле. Отец послушал, а потом просто взял да и перекинул этого морского волка через забор. На этом разговор закончился.
— Помню, парни ходили на рынок в Завитую, — делится другими подробностями местный старожил Федор Васильевич Русов, — покупали мешок муки, и один из ребят на «четверть» водки спорил, что донесет покупку без остановки до дома (15 километров). И ведь приносил. Дядька мой брал 20 пудовых «весов» (гирь для взвешивания сельхозпродукции на товарных весах) и поднимал их. Правда, двумя руками.
Вот и не верь после этого в утверждения, что род деятельности человека напрямую зависит от его генетических данных. Но почему же тогда знаменитый Николай Валуев пошел в бокс, а не в тяжелую атлетику?
— Да нет, боксировать у нас тоже любят, — развеивает сомнения коренная валуевка, пенсионерка Вера Васильевна Спиридонова. — Как напьются, так все боксеры. А что, правда, Николай Валуев приедет? Ой, нам пока не нужно спорт насаждать. Пусть лучше с работой поможет. На спортивные рекорды штаны не купишь. Молодежь наша вон съездила на лесоповал, всю зиму проработала и вернулась ни с чем. Ни копейки не заплатили — задарма работали. Поэтому справедливость тоже нужна.
Последний пулемет
Когда-то на просторах сегодняшнего Валуева колосились пшеница, ячмень, другие культуры. Площадь посевов достигала 4 тысяч гектаров пахоты, численность поголовья крупного рогатого скота доходила до тысячи. Теперь ни колхоза, ни совхоза. Последний пулемет и тот давно переплавлен на нужды народного хозяйства. Это отдельная история, уходящая корнями в 70-е годы прошлого века. Местные мужики, копая яму под погреб, обнаружили подземный партизанский схрон.
Когда-то здесь шла активная борьба с японскими интервентами. В арсенале, помимо чапаевского «максима», хранились еще пара винтовок и несколько ведер с патронами. Была еще карта жутко секретная. Документ этот увезли с собой несколько одинаково серьезных личностей, специально прибывших из Москвы. Точную судьбу винтовок никто не припомнит, а вот «максим» долгие годы стоял на въезде в село, наподобие монумента, напоминая о славном партизанском прошлом валуевцев. С тех пор много металла собрано, своровано, сдано и переплавлено. В округе гвоздя ржавого не найдешь, не говоря о пулемете.
Секрет молодости
Все свободное время народ подрабатывает, кто чем может, по соседним деревням и в Завитинске. По выходным и в периоды безработицы сплошной бокс — если не по телевизору, то в реале.
К счастью, не всем нужно «повышение градуса» для выхода на ринг. К примеру, Юрий Головатюк — ярый сторонник здорового образа жизни. По словам односельчан, отец Юрия Егоровича мог поднять трактор, шестерых мужиков или протащить телегу там, где лошадь выбивалась из сил. Однажды в Валуево приехали непревзойденные силачи прошлого — цирковые борцы. Так Головатюк старший всех на лопатки уложил.
— Точно знаю — жили здесь Валуевы, — уверяет Юрий Егорович. — А про то, родственники мы им или нет, утверждать не буду. Хотя мы почти все здесь через седьмое колено родственники. Только фамилии разные. И бокс как вид спорта очень уважаем. У меня до сих пор где-то в сарае перчатки пылятся. Я ведь еще во время учебы в училище боксировал. И в армии — на заставе, бывало, соревнования устраивали.
К слову, уважают в Валуеве не только бокс. Сам Юрий Головатюк из числа тех, чей возраст угадать невозможно. На вид лет 45, не больше. На деле — 61. Секрет молодости в двух ведрах холодной воды, которой он обливается дважды в день — рано утром и вечером. На просьбу продемонстрировать силу духа собеседник, не раздумывая, скидывает одежду, набирает воды и окатывает себя с ног до головы. Сразу после этого, прямо в трусах, серия боксерских ударов — для разогрева.
Валуевские приехали
Валуев явно останется доволен, побывав в Валуеве. Душа у местных селян настолько широкая, что гордость берет за народ. Весь мир лихорадочно спасается от мирового финансового кризиса, денег на спорт не хватает. А валуевцам много и не надо. По воспоминаниям старожилов, им не было равных в кулачных масленичных боях, а для катания с горки обычные санки или салазки нещадно браковались. Молодежь затаскивала на гору большие сани — те самые, что лошадь тащить должна. Садились гуртом и нес-лись с ветерком. Несмотря на явные трудности, валуевцы живут без обид, надеясь только на собственные силы и личное подсобное хозяйство.
Кто знает, возможно, здесь, вдали от спортивных столиц, может вырасти сильнейшая боксерская династия. Валуевцы не подведут, им главное — начать. Юрий Головатюк согласен сам заниматься с молодежью хоть боксом, хоть механическим творчеством. Только бы власти помогли с ремонтом маленького заброшенного здания на краю села. В нем можно насаждать подрастающему поколению все здоровое и прекрасное. Глядишь, спортивная Россия заявила бы о себе еще парой-тройкой имен на мировых боксерских чемпионатах. Там от одной фамилии Валуев многих в дрожь бросает. А представьте реакцию заграничных фанатов, когда им скажут — вон, валуевские приехали. Им только дай волю — терпения, упорства, а главное — силы на многое хватит.
С 1 апреля!
В заключение репортажа из самого боксерского села страны хотелось бы покаяться: приезд Николая Валуева — это лишь первоапрельская шутка! Надеемся, селяне нас простят.
На самом деле до 1910 года село носило другое название. Сегодняшним именем оно обязано одному из амурских военных губернаторов — тоже Валуеву. Остальное из вышеописанного — воспоминания о силачах, бокс после двух ведер холодной воды, даже пулемет — все настоящее.
Трудно понять, кто кого разыграл, ведь валуевцы приняли как должное «родство» с великим боксером и даже показали пару-тройку вполне профессиональных «оперкотов».
В ходе многочисленных интервью журналисты не пострадали, зато усвоили: бокс для местных все равно что развлечение. Поэтому к концу поездки мы уже сами почти верили в то, что мировой бокс берет свое начало в окрестностях Завитинска.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии