В дальнейшем это станет залогом эффективного использования земель и получения высоких урожаев. В день юбилея агрохимической службы корреспондент «АП» вместе с сотрудниками агрохимической станции «Амурская» заглянул в будущее сельского хозяйства.
45 лет назад, 9 апреля 1964 года, постановлением Совмина СССР была создана единая государственная агрохимическая служба. В Приамурье крупные ее подразделения расположены в Благовещенске и поселке Садовом Тамбовского района. Кроме того, в районах области работают шесть специалистов-агрохимиков. На протяжении последних четырех лет службой руководит Александр Безруков.
Амурское — качественное
Несмотря на праздничный день, на базе амурских агрохимиков, расположенной на улице Нагорной, кипит работа. В лаборатории радиологического анализа на столе стоят два небольших прибора — гамма- и бета-спектрометры. С их помощью эксперты измеряют количество радионуклидов в продуктах, сельхозпродукции и почве.
— Что только мы не проверяем: и зерно, и комбикорма, и колбасу, и водку, и соки, и молоко, и копчености. Но по радиологии у нас превышения предельно допустимой концентрации пока не было ни разу, — рассказывает агрохимик Галина Прохорова.
— Наша область благополучна в экологическом отношении. В некоторых регионах России естественный радиационный фон в 10 раз выше, чем у нас. Поэтому, покупая амурское, о радиологии нам можно не беспокоиться, — признается главный агрохимик Александр Клишин.
А вот предельно допустимые концентрации тяжелых металлов и пестицидов в некоторых образцах продукции хоть и нечасто, но встречаются. «Последний раз превышение выявили в комбикормах по кадмию. В прошлом году в одной партии был повышенный уровень свинца, в позапрошлом году привозили овощи, в них было много пестицидов», — рассказали работники лаборатории.
Если для проведения радиологического исследования продукты можно класть в прибор в обычном виде, то для других испытаний колбасу, шрот, комбикорм или хлеб сжигают в специальной печи при температуре около 500 градусов. Затем золу растворяют в кислоте, которую впоследствии разводят водой и изучают уже полученный раствор.
Этажом выше находится лаборатория определения пестицидов. В шкафах здесь стоят пробирки и колбы разных форм и размеров, а также бутылки с труднопроизносимыми названиями растворителей: гексан, ацетон, трихлорметан. Все окна и многие столы в помещении заставлены цветами разных видов и форм. Любовь Кельчина, владелица богатой оранжереи, один из самых опытных работников агрохимической службы. На ниве агрохимии она трудится уже 13 лет.
— Были и трудные времена, зарплату, случалось, не выдавали, — вспоминает Любовь Сифоновна. — Но раньше существенным подспорьем было то, что государство стабильно обеспечивало нас приборами. В настоящее время их поступает гораздо меньше.
Кроме исследования образцов продукции, лаборатории станции занимаются проведением агроэкологического мониторинга. В 8 районах на 18 реперных участках производится забор проб грунта, снега, воды, растительности, исследование которых позволяет определить экологические показатели территории.
— Одна из особенностей этого года — в выпавшем весной снеге обнаружено высокое содержание хлора, нитратов, сульфатов и других микроэлементов. Для здоровья человека это не опасно, показатели находятся в пределах нормы, но такая любопытная картина сложилась во всех районах, — говорит начальник отдела экологического и радиологического анализа окружающей среды Наталья Спицына.
Цифровое будущее АПК
На первом этаже станции агрохимической службы расположился отдел почвенного мониторинга. Специалисты-агрохимики проводят обследование полей восьми районов Приамурья и определяют уровень присутствия в почве микро и макроэлементов. Результаты анализов почвы заносятся на специальные карты, глядя на которые можно легко узнать, сколько калия, азота, фосфора и гумуса содержится на каждом участке поля. Эта информация необходима для внесения удобрений, восстановления почв.
С недавних пор одним из приоритетных направлений деятельности агрохимической службы является работа по созданию цифровых карт амурских полей. По мнению многих аграриев, эта работа является основой для внедрения передовых технологий «точного земледелия» в сельское хозяйство.
— Мы получаем космические снимки, на которые накладываем данные старых карт, и получаем точные карты современных амурских полей. В дальнейшем на них мы наносим содержание основных элементов в почве, уровень кислотности и массу других показателей. Это будет своеобразная история полей, по картам мы сможем определить и урожайность, и агрохимический состав почвы на каждом участке конкретного поля, — говорит начальник отдела почвенного мониторинга Марина Мандзюк.
В перспективе данные агрохимических обследований будут на съемных носителях передаваться в хозяйства. Оснащенные специальным оборудованием трактора станут автоматически вносить нужное количество удобрений для каждого конкретного участка поля. Правда, с грустью признаются работники агрохимической службы, такой техники в Приамурье пока нет.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии