Проблемы трудоустройства молодых специалистов обсудили вчера на депутатском часе в Заксобрании области.
Министр образования и науки области Сергей Степанов, комментируя неутешительную статистику, заметил, что 20% выпускников ПУ и ссузов забирают в армию, еще 10—15% продолжают обучение по профильной специальности в колледже или университете. Зато «высокообразованные» вчерашние студенты либо предпочитают свободное трудоустройство, либо вообще не могут найти работу. Среди невостребованных на рынке труда, по словам министра, преобладают гуманитарии, в частности, социальные работники, экономисты, юристы.
— Парадокс — выпускники АмГУ по специальности «государственно-муниципальное управление» не могут устроиться на работу без стажа госслужбы, но где им заработать этот стаж, если их на госслужбу не принимают, а работа в другом месте в зачет не идет? — возмущался Сергей Степанов.
В области нет механизма закрепления молодых специалистов. Система распределения осталась в прошлом, сегодня считается, что она нарушает права человека. С этим не согласны ни ректоры вузов, ни депутаты. Ведь если государство вкладывает деньги в обучение специалиста, оно вправе потребовать их возвращения в виде «отработки» по полученной специальности в течение трех или пяти лет.
Отвечая на вопрос, почему выпускники того же БГПУ не спешат вернуться в села, где школы остро ощущают недостаток педагогов, Сергей Степанов заметил, что сегодня главная проблема в том, что работодатель, в данном случае — муниципальные образования, не создает условий для молодых специалистов, в частности, не предоставляет жилья. Сегодня проблема отнюдь не в низкой зарплате, подчеркнул министр. После введения новой системы оплаты труда средняя зарплата педагогов в области — 16200 рублей, мы на 6-м месте по России по этому показателю. Причем молодые специалисты получают зарплату наравне с опытными, если горят желанием работать. Впрочем, приток молодых специалистов сфера образования уже ощутила — в сентябре в школы пришли 450 дипломированных учителей. Но это не снимает остроты проблемы.
Вице-спикер Заксобрания и проректор АГМА Ольга Лысенко охарактеризовала сложившуюся ситуацию, как «недопустимое разбрасывание интеллектуальной собственностью». Она предложила два шага для выхода из ситуации. Во-первых, нужно узаконить региональный механизм закрепления кадров в экономике и социальной сфере области. Во-вторых, необходима модернизация всех сфер жизнедеятельности.
— Даже если выпускнику предложить достойную зарплату, он все равно не поедет туда, где нет минимальной профессиональной обеспеченности рабочего места, — считает Ольга Викторовна. — Сегодня врачи имеют возможность работать на высокотехнологичном оборудовании, и разве поедет наш выпускник в больницу, где нет даже элементарного? Ему неинтересно там работать, когда он знает, какие возможности есть в его профессии. Поэтому нужно провести мониторинг и жестко ставить вопрос по модернизации различных сфер деятельности.
Что касается ступени начального профобразования, в Приамурье в этом году впервые сформирован региональный заказ на подготовку 4045 специалистов. В профучилищах открыты новые специальности лесохозяйственного и строительного профиля, востребованные работодателями. Шесть областных министерств заключили соглашения с базовыми профучилищами и взяли над ними шефство, чтобы помочь укрепить материальную базу. Как выяснилось, это сегодня самое слабое звено в системе начального профобразования. Например, в одном из ПУ, готовящем сварщиков, был обнаружен единственный и очень старый сварочный аппарат без электродов.
Сегодня, по словам министра образования и науки, министерство заключает договоры с работодателями, нуждающимися в специалистах: уже есть договоренности о подготовке кадров с РЖД, «Амурским углем». Недавно договорились с «Транснефтью», которая возьмет под свое крыло училище в Магдагачах, оборудует его и обеспечит техникой, чтобы готовить сварщиков, трубоукладчиков, а также специалистов для обслуживания нефтеперекачивающих станций.
Кстати, положительный опыт партнерства бизнеса и образования уже есть в Зее, где «Покровский рудник» вложил в училище колоссальные средства и оборудовал его так, что лабораториям могут позавидовать вузы. Выпускники трудоустраиваются на золотодобывающем предприятии, которое платит им достойную зарплату.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии