По кругу
Стрелки часов показывают обеденное время, а 15-летняя Соня спит крепким сном под замусоленным одеялом. Всю ночь были разборки между матерью и отцом. После очередного праздника мать, страдающая хроническим алкоголизмом, не может остановиться вторую неделю. Днем отец уходит на работу, а она, неизвестно где, отыскивает спиртное, и к вечеру — нирвана. Остановить запой практически невозможно, так может продолжаться месяц, два...
Неделю назад Соня со слезами на глазах говорила специалисту из органа опеки и попечительства, что готова терпеть все что угодно, но только не в интернат. Сейчас она готова бежать из дома хоть куда, лишь бы вместе с ней были младшие брат и сестра.
— Мы давно контролируем эту семью, — рассказывает специалист отдела опеки и попечительства отдела образования города Зеи Зоя Гуканова, — мать приглашали в наркологическое отделение, чтобы прошла курс лечения, но она не приходит. Мы можем лишить ее родительских прав, однако это ничего не даст: отец пьет в меру, работает, да и не выгонит он свою жену из дома. Вот и получается замкнутый круг.
Врачебная практика показывает, что если первые дети у неблагополучных родителей рождаются с незначительными отклонениями в здоровье, то остальные, как правило, имеют массу патологий. Пару недель назад в Зейском роддоме находилось 15 новорожденных, семеро из которых требовали длительного восстановительного лечения, так как матери во время беременности употребляли алкоголь, наркотики, курили. Практически никому из этих детей не удастся прожить полноценную жизнь. Они чаще всего повторяют судьбу своих родителей, а некоторых ждет преждевременная смерть.
Несущие зло
— В прошлом году участковые педиатры и медицинские сестры не дали погибнуть двум детям, которым еще не исполнилось года. Они буквально «пасли» нерадивых мамаш, практически ежедневно бывали у них дома. Совсем недавно педиатру пришлось перелазить через высоченный забор, чтобы спасти малыша от смерти. Сколько времени он находился один в доме, неизвестно. На свой страх и риск доктор забрала младенца и отвезла в детское отделение, — рассказывает заместитель главного врача по родовспоможению и детству Зейской ЦРБ Валентина Шумейко.
По ее словам, сейчас жуткий наплыв рождения детей в неблагополучных семьях. Эти женщины сознательно идут на рождение чад.
— Я считаю, что все это — из-за обещания правительства выплатить за каждого второго ребенка материнский капитал. Хотели сделать как лучше, но власть не знает истинной ситуации. Материнские сертификаты были рассчитаны на нормальные семьи. А что получилось? В селах района сейчас 15 беременных женщин с диагнозом олигофрения. Кого они родят? Детей с задержкой внутриутробного развития, с поражением внутренних органов, головного мозга. У нас сейчас 280 детей до года, 44 из них рождены от неблагополучных матерей, пять из которых хронические алкоголички, четыре еще и наркоманки, — приводит неутешительную статистику Валентина Григорьевна.
Преступление без наказания
По статистике, в Зее на каждого ребенка, родившегося в нормальной семье, приходится два неблагополучных. Это значит, что налогоплательщики содержат, помимо каждого своего чада, еще двух, рожденных непутевыми матерями. В чем это заключается? В выплате пенсий, детских пособий, содержании детей в домах ребенка, интернатах, приютах и спецшколах для трудных подростков. Из всех выпускников Зейской школы-интерната единицы смогли устроиться в жизни. Основная масса воспитанников повторяет путь своих родителей, а некоторые попадают в места не столь отдаленные. Ну что же это как не иждивенчество, паразитирование за счет других, живущих нормальной жизнью?
В одном из рейдов пьяная мать пятерых детей, которые живут в детском доме, кричала специалисту из органов опеки, показывая на свой округлившийся живот, где зародилась новая жизнь ее несчастного ребенка:
— Вы не запретите мне рожать! У вас один ребенок? А у меня много будет, я люблю детей!
Нет такого закона, который бы запрещал алкоголикам производить на свет потомство. Государственные чиновники считают, что это было бы нарушением прав и свобод человека. Но нет и жестокого наказания за то, что рожденные такими матерями малыши лишены нормального детства и больны с рождения. Ежегодно из бюджета города Зеи выделяются средства на покупку спиралей для бесплатной контрацепции неблагополучных женщин. Но это тоже является их доброй волей. Они соглашаются, что трое-пятеро детей, которые уже воспитываются в интернате, достаточно, но прийти в женскую консультацию и сделать безболезненную процедуру у них не хватает времени. И в очередной пьяной оргии они зачинают нового ребенка, зачастую от случайного мужчины.
Нежеланный ребенок
Мать отмерила десять дней жизни своему ребенку. Светлану выписали из зейской больницы на шестой день после родов. Дома ждал «счастливый» отец. Он хоть и не хотел этого ребенка (мальчику так и не дали имени), но ведь все должно быть по-людски, а впрочем, был бы повод — праздник продолжался четыре дня.
В минуты осознания действительности Сергей пытался постирать пеленки, но проку от этого было мало, потому что матрас в детской кроватке был мокрым насквозь и уже не просыхал. Малыш истошно кричал от сырости и требовал молока. Но Светлана, его мать, как сорвалась: под любым предлогом убегала к друзьям-собутыльникам, заливая спиртным то ли радость, то ли горе. 5 апреля в полночь Сергей отыскал свою гражданскую жену в одном из общежитий. Он хоть и приложился к стакану, но помнил, что дома ребенок и есть он может только грудное молоко. Супруга была пьяней обычного, и ему пришлось нести ее на себе.
Уже дома, «отрубаясь» на диване, Сергей подумал, что надо бы придумать ребенку какое-нибудь имя. Последнее, что помнит, — шатающаяся Светлана несет мальчика в свою кровать. Ранним утром следующего дня он не мог взять в толк, что надо жене, которая пыталась его разбудить. До сознания, затуманенного алкоголем, с трудом доходили слова: «Ребенок мертв, он умер».
Результаты экспертизы показали признаки удушья у младенца. Пьяная мать не заметила, как задавила малыша во сне. В крови обоих родителей определено содержание алкоголя чуть меньше четырех промилле, что для нормального человека подобно смерти. В настоящее время следственный комитет при прокуратуре Зейского района проводит проверку по факту смерти малыша.
— Скорее всего, мать будет осуждена по двум статьям Уголовного кодекса. Причинение смерти по неосторожности предусматривает лишение свободы до двух лет, а за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей ей грозит срок лишения свободы до года, — говорит заместитель прокурора Зейского района Денис Ткачев.
Алкоголики рожают себе подобных
В Зее и Зейском районе с 2003 года работает программа по реабилитации неблагополучных семей, в которой принимают участие специалисты отделов образования, здравоохранения, администрации города и района, управления социальной защиты населения. С каждой семьей заключается договор о взаимном сотрудничестве: родители делают все возможное для нормальной жизни детей, им оказывается материальная помощь, детям предоставляются бесплатные путевки на отдых, одной городской семье предоставили жилье. В течение года с семьями ведут работу педагоги, психологи, медицинские работники. За шесть лет было заключено 25 договоров с жителями сел и города. В 13 семьях ситуация изменилась в лучшую сторону. Восемь семей немного поменяли свою жизненную позицию, и лишь две семьи показали отрицательный результат.
Однако к каждой семье не приставишь наблюдателей. А ситуация плачевная. На 1 апреля в социальной защите населения на учете стояли 30 городских семей, в которых воспитывается 54 ребенка и 44 сельских, в которых 86 детей. По данным городского отдела образования, в прошлом году по суду лишены родительских прав 15 родителей в отношении 15 детей, и уже в этом году восемь матерей и отцов — в отношении шестерых детей.
— Число таких семей растет. Я думаю, потому, что нет работы. Вообще формирование человека идет из семьи: если родители не трудятся и детей не приучают к этому, то что из них выйдет? В Хвойном у нас 18-летняя девочка рожает с 14 лет, у нее уже трое детей. Мать ее мужа — бывшая воспитанница Шимановской спецшколы, родила много детей сама. Сколько же они нарожают себе подобных? — спрашивает специалист управления социальной защиты населения Наталья Васюкова. — законы у нас несовершенные. Женщин лишают родительских прав, а они вновь рожают. Например, есть одна, у которой забрали троих ребятишек, отдали под опеку, а она еще двоих родила, и ее вновь лишили материнства. Для таких мамаш нужно создавать поселения, чтобы они работали и платили своим детям алименты.
Наш суд очень осторожно подходит к теме лишения детей семьи. Для этого нужны очень веские основания. В государстве придерживаются мнения: лучше плохая семья, чем хороший интернат. И даже неисполнение родительских обязанностей не является причиной, по которой ребенка могут забрать у родителей в государственное учреждение.
— На моей памяти в Зейском суде лишь раз мать осудили на полтора года лишения свободы, — рассказывает заместитель прокурора Зейского района Денис Ткачев. — в прошлом году женщина одного из сел Зейского района была осуждена за ненадлежащее исполнение родительских прав и жестокое обращение с ребенком на два года условно. Малыша отправили в круглосуточную социальную группу детского сада, но мать за пять месяцев ни разу его не навестила. Я согласен, что законодательство у нас мягкое по тем преступлениям, которые совершены в отношении несовершеннолетних. Не один год говорится о том, что в Уголовный кодекс будут внесены изменения, но пока все это остается на уровне законопроекта.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии