За долгие годы российско-китайской дружбы у нее побывало не меньше тысячи китайцев. На необычную экскурсию в дом гостеприимной селянки напросились и корреспонденты «АП».
Деревня-экспонат
Большие туристические автобусы на улицах Владимировки — для местных жителей давно привычная картина. Посмотреть на быт «настоящей русской деревни» приезжают группы туристов из КНР. Проехаться по чистеньким улицам села, расположенного в живописном уголке Приамурья, — обязательная часть экскурсионной программы, которую предлагают своим клиентам фирмы, специализирующиеся на въездном туризме.
— Посещение русской деревни — одно из любимых китайскими туристами мероприятий, — рассказывает менеджер благовещенской турфирмы. — Как образец такой деревни мы выбрали Владимировку: во-первых, она от города недалеко, во-вторых, очень ухоженная, с красивыми домами, в основном — коттеджами. Разумеется, мы понимаем, что среднестатистическое село Амурской области выглядит несколько иначе, но мы не хотим, чтобы иностранцы видели какие-то неприглядные стороны жизни наших селян.
Показать китайцам русскую деревню не только снаружи, но и «изнутри» тоже удается. Во Владимировке есть жители, которые приглашают группы в сопровождении экскурсоводов к себе в гости.
В гостях у бабушки
Небольшой деревянный дом на центральной улице села выделяется среди солидных кирпичных коттеджей. Даже с улицы он выглядит просто и уютно. Окна, «цветущие» розовой геранью, невысокий забор, за которым видны аккуратный дворик и обработанные грядки.
Калитку открывает статная пожилая женщина. Незнакомцы в ее доме сегодня редкость, но еще совсем недавно дом Александры Богачук по праву можно было назвать самым гостеприимным во Владимировке. Многочисленные туристические группы посещали ее жилище для того, чтобы познакомиться с бытом русской деревни. За символическую плату — 10 рублей с человека — Александра Ивановна позволяла китайским туристам заходить в дом, фотографироваться с внуками, гулять среди грядок, угощаясь овощами и ягодой. Экскурсоводам — помощь, туристам — масса эмоций, бабушке десяти внуков — небольшой приработок.
Негласное сотрудничество Александры Богачук с турфирмами началось в конце девяностых, когда наплыв гостей из Поднебесной в Приамурье был большим, и продолжалось без малого десять лет. Потом процедуру въезда китайцев в Россию у них на родине усложнили, и автобусы во Владимировку стали заезжать крайне редко. Сейчас, когда въездной туризм в Приамурье возрождается, Александра Ивановна снова ждет гостей.
В доме «бабушки-экскурсовода» прибрано, но скромно: простенькая мягкая мебель, посередине зала массивный старый комод, один из таких, что остались, пожалуй, только у очень бережливых пожилых людей. На комоде дорогие сердцу фотографии: портрет младшего, седьмого по счету сына, безвременно ушедшего из жизни, да несколько снимков, на которых Александра Ивановна и внучка Анжела в обнимку с улыбающимися китайскими друзьями.
— Подъезжают автобусы, старшие группы постучатся, спросят, можно ли к нам зайти, — вспоминает Александра Ивановна. — Я разрешала. Китайцы ведут себя очень культурно. Потихоньку зайдут в хату, заглянут во все комнаты, увидят моих белокурых внучек — и сразу норовят с ними сфотографироваться. Потом выходят во двор и идут смотреть грядки. Где помидор заметят или огурец — тут же срывают, обмоют под струей из помпы, едят, нахваливают. Говорят, у них такие вкусные овощи не растут — все ведь на удобрениях.
Свежая малина с куста — еще одно лакомство для китайских гостей. Считать количество съеденных ягод или огурцов у хозяйки не принято. Семья живет скромно, но овощей хватит на всех. И уж если показывать иностранцам русскую душу, то со всей ее широтой, считает женщина.
Любовь к языку и животным
За гостеприимство китайцы были благодарны: некоторые, покидая жилище русской бабушки, оставляли ей на память сувениры: крем для рук, штопор, шелковый платочек. Во время самих «экскурсий» туристы иногда удивляли.
— Когда китайцы только начали ездить к нам, я не думала, что они настолько хорошо могут знать русский язык, — отмечает Александра Ивановна. — Но они это тщательно скрывают. Никогда ничего не спросят, не скажут, общаются только через переводчика. Думаю, туристы просто ждали, что кто-нибудь скажет про них плохо. Иногда такие ситуации случались, и тогда гости показывали свои знания. Как-то мой сосед, который тоже приглашает к себе китайцев, стал возмущаться, что некоторые из группы не снимают обувь. Мол, убирать потом долго. Тогда один из туристов, который до этого спрашивал что-то через переводчика, повернулся к нему и на чистом русском языке сказал: «Мы за это деньги платим». Кстати, если китайцы приезжают с детьми, то все они тоже отлично знают русский — говорят свободно и без акцента.
Удивляет женщину и отношение жителей Поднебесной к животным. Сегодня ее семья не держит хозяйства. Когда же были утки-куры-поросята, китайцы проявляли к ним неподдельный интерес: смотрели, восхищались, что-то ласково говорили. Нашли гости даже путь к сердцу грозного дворового пса по кличке Казбек.
— Когда приезжают группы, я его отпускаю, — рассказывает Александра Богачук. — Он китайцев принимает как своих: прыгает, виляет хвостом. Они не боятся, могут погладить. А вообще-то он у нас с характером, чужих может и укусить.
Затянувшийся отпуск
Пошел уже второй месяц с тех пор, как по улицам Владимировки туристические автобусы вновь стали курсировать ежедневно. Вот только «бабушка-экскурсовод» до сих пор находится в вынужденном «отпуске»: теперь иностранных гостей к себе активно приглашает сосед, живущий в кирпичном коттедже. Дом у него наряднее и просторнее. Так что пока Александра Ивановна видит китайских туристов все больше из окна и мельком. Хлопоты, приветствия, улыбки и небольшой дополнительный заработок обходят ее стороной, но женщина сильно не переживает. Если экскурсии не вернутся, жизнь в ее доме всего лишь будет течь своим чередом, а бесценный вклад в дружбу народов двух государств она уже внесла.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии