Добротный сруб на кордоне вызвал немало споров.Добротный сруб на кордоне вызвал немало споров.

Неожиданная поддержка

В конце июня 2009 года Серышевский районный суд поставил точку в деле о самоуправстве в Воскресеновском заказнике. Начальник дирекции особоохраняемых природных территорий Анатолий Козлов осужден на 5,5 лет с отсрочкой приговора. Именно его ведомство отвечает за заказники и, по версии следствия, организовало строительство злополучной ЛЭП.

Как говорится в официальном сообщении следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ, «Козлов использовал служебное положение, вышел за пределы должностных полномочий, в нарушение действующего законодательства организовал незаконную рубку лесных насаждений и установил линию электропередачи. Незаконная порубка и порча земель нанесла ущерб в сумме 1 695 925 рублей 75 копеек».

Все время, пока шло следствие, пресса и телеканалы активно поддерживали версию обвинения. Несомненно, у следствия были свои доводы, но для полноты объективности не хватало мнения главного фигуранта дела — теперь уже осужденного Анатолия Козлова. Он, вопреки ожиданиям, не стал оправдываться.

— Собирайтесь, поедем на место. Сами все увидите, — сразу удивил начальник дирекции особоохраняемых природных территорий Анатолий Козлов. — Правда, журналисты меня уже назвали бывшим руководителем и успели ярлыков навесить. Свою вину я не признал и, если придется, буду в международном суде отстаивать необходимость электрификации амурских заказников. Все делается в рамках российского законодательства. Мы никогда не искореним браконьерство и не сможем развить экологический туризм, если будем работать при свечах.

Уверенности в правоте начальнику дирекции сегодня придает неожиданная поддержка нынешних областных властей. За три недели до суда Анатолий Козлов стал лауреатом и обладателем золотой медали по итогам международной торгово-промышленной ярмарки «Амурэкспофорум-2009». В дипломе первой степени за подписью нынешнего губернатора Олега Кожемяко четко говорится: «За проект развития экологического туризма в Амурской области». По словам Козлова, гвоздем ярмарочной экспозиции был план развития именно Воскресеновского заказника вместе с линией электропередачи, новеньким деревянным срубом и остальными атрибутами цивилизации. Несколько аналогичных проектов, пока носящих статус идей, касалось других заказников Приамурья.

Парадокс: то ли осудили за достижение, то ли наградили за преступление. Остается вопрос — что теперь будет с линиями электропередачи, которые уже десятки лет проходят по десяткам других заказников Приамурья? А ведь в них еще и сельхозугодья возделываются и даже целые села расположены. Как жить без света? Статус заказника сильно отличается от статуса заповедника. Многие запреты здесь заменены на ограничения. К примеру, в заказнике запрещено охотиться, но можно ловить рыбу (правда, без использования сетей).

На зависть амурчанам

На зависть амурчанам соседние регионы успешно используют возможности особоохраняемых природных территорий областного значения. Иркутская, Читинская области, Бурятская и Якутская республики (в центральных регионах страны и подавно) за счет развития заказников смогли заинтересовать пол-Европы. Иностранцы охотно везут свои деньги, и именно благодаря экологическому туризму там строятся новые автомагистрали, восстанавливаются памятники природы и старины, поддерживается флора и фауна. Но самое главное — люди отдыхают под присмотром егерей и охотоведов в цивилизованных условиях, на смену бестолковому отстрелу животных приходит массовое увлечение фотоохотой. Да и браконьерам порой стыдно беспредельничать на глазах у отдыхающего народа.

Все это мы обсуждали под рев вездеходного двигателя и моторной лодки. По-другому до кордона «Костерь» летом не добраться. По пути осмотрели ту самую ЛЭП.

— Мы строительства этой линии лет десять добивались, — делится местный егерь. — Николай Колесов рабочую поездку совершал по району и к нам заехал. Осмотрел все, поинтересовался проблемами. Мы ему про ЛЭП и сказали. Не знаю, как получилось и кому он дал поручение, но в течение года столбы поставили, провода натянули. Работали энергетики. Сам видишь, линия идет вдоль старой автодороги, сплошную просеку никто не вырубал. Лишь немного расширили «коридор». И это тоже на пользу. Лесополоса обновилась, березки новые быстро растут, а разросшийся кустарник служит дополнительным питанием для косули. Благодаря этому ожидаем увеличения поголовья. Дальше будет самое смешное.

«Смешным» оказалось многокилометровое болото. Самое настоящее, с кочками и лягушками — лесом здесь никогда не пахло. По словам егерей и охотоведов, ЛЭП тянется по болоту более пяти километров. Вернее, тянулась. После начала следствия все работы на ней прекратились, и столбы начали заваливаться. Десятки миллионов рублей в виде новеньких железобетонных опор, километров алюминиевых проводов, усилий людей уходят в трясину.

— Все это еще можно успеть спасти с минимальными потерями, — комментирует начальник дирекции. — Но боюсь, бюрократическая машина окажется сильнее здравого смысла.

Рабочие места на опушке

Еще один объект, ставший вдруг знаменитым, — добротный сруб на кордоне. Какой опять же можно встретить в большинстве амурских заказников. По большому счету местные работники и раньше старались следовать принципу — егерь должен жить в лесу. Поэтому в десяти шагах ютятся несколько скромных, но аккуратных построек, где можно перекусить, отдохнуть, подремонтировать технику и подготовить капканы на волка.

— У работников заказников должны быть рабочие места, — продолжает Анатолий Семенович. — Не обязательно комфортабельные офисы, но хотя бы небольшие кабинеты, где можно работать с документацией и не стыдно людей пригласить. Искали спонсоров, ведь бюджетные средства сильно ограничены. Одна из строительных фирм, узнав про идею с туристами, пошла навстречу. Они ставят дом, который служит нам кордоном и рекламой изготовителю одновременно. Уже есть стены и крыша, но дело застопорилось. Узнав про уголовное дело, спонсор отказался от сотрудничества.

Другой момент — следователю не понравился проект нового кордона из-за наличия в нем вертолетной площадки, — продолжает собеседник. — А что в ней плохого? Это лес, и он непредсказуем. Кстати, в советские времена каждый хутор был обязан оборудовать вертолетную площадку.

По просьбе редакции Анатолий Козлов представил документ о согласовании минсельхозом Приамурья строительства кордона «Костерь», высоковольтной линии электропередачи и подъездной дороги. Согласование датировано ноябрем 2007 года.

Получается, все работы велись с ведома властей и соответствуют положению о Воскресеновском заказнике. Сама ЛЭП — не тот объект, который можно просто взять и воткнуть в землю. Занимаются подобными вещами исключительно энергетики. Строительным работам предшествует масса проверок, расчетов и экспертиз. В случае с воскресеновским заказником свое слово сказали экологи. По их мнению, ЛЭП не просто может, а должна здесь работать.

Свое осуждение Анатолий Козлов считает политическим эхом громких событий связанных со смещением Николая Колесова. Начальник дирекции готовится отстаивать свою правоту в областном суде. Если не получится, то пойдет дальше. Тем временем в заказниках нарастает нервозность. Специалисты откровенно боятся чистить лес от буреломов и распахивать минерализованные полосы. Ведь эти работы также подразумевают вырубку деревьев. Если этого не сделать, осенью заказники захлестнет волна пожаров, а если сделать… На кону репутация, работа, а возможно, и свобода.

Мнения экологов

Экспертное заключение доцента кафедры зоологии БГПУ, директора «АмурСОЭС» Петра Осипова:

— Воскресеновский заказник создан для сохранения и воспроизводства численности животных. Особо следует отметить повышение эффективности работы персонала при наличии жилья, оборудованного минимальными удобствами. Наличие электролинии позволяет уменьшить время, затрачиваемое на переезды, увеличить время непосредственного нахождения персонала в заказнике. И, как следствие, более качественное осуществление мониторинга и охраны. ЛЭП как линейный объект оказывает минимальное воздействие на природную среду обитания этих животных (сибирская косуля). Просека, проведенная на лесных участках, связана со сведением древостоя, на месте которого активно развивается подрост деревьев и кустарников, который служит кормом для многих видов копытных и грызунов.

Иннокентий Шаповал, заслуженный эколог РФ:

— Я участвовал в подготовке расчетов причиненного ущерба. Не знаю, может где-то еще вырубки проводились, но конкретно по этой ЛЭП мы насчитали ущерб в несколько раз меньше представленного в суде. При этом Серышевский районный суд результаты нашей работы изучать отказался. Я как эколог с большим стажем считаю, что реальные потери окупятся в кратчайшие сроки и принесут гораздо больше пользы, чем вреда. Лес восполнится. Сама линия электропередачи — объект стратегически важный. Кордон «Костерь» находится на границе трех заказников и как бельмо на глазу у браконьеров. Развитие его инфраструктуры сильно мешает незаконной охоте. Может, кому-то не нравится такая деятельность работников дирекции, поэтому они подвергаются гонениям? ЛЭП должна там быть. Однозначно.

Возрастная категория материалов: 18+