Почти 85 процентов россиян в возрасте от 20 до 30 лет надеются на создание собственного дела. Энергичные и целеустремленные молодые люди сегодня практически со студенческой скамьи ныряют в беспокойное море бизнеса, и некоторым удается удержаться на плаву. О том, как Анастасии Филиной удается вести свой бизнес-корабль по намеченному курсу, избегая препятствий, молодая предпринимательница рассказала в интервью «АП».
Заработать на книгах
— Анастасия, когда возникла идея открыть свое дело и почему именно книжный магазин?
— Желание иметь собственный бизнес созрело давно. По образованию я филолог, хорошо разбираюсь в литературе, мне это интересно, поэтому вполне закономерно, что я открыла книжный магазин. Два года назад была в Москве и заметила такую тенденцию — там большие магазины отходят на второй план и появляется много магазинов-фильтров. Это небольшие торговые точки, которые специализируются на определенной тематике. И у меня родилась идея заняться продажей книг для деловых людей, то есть открыть магазин бизнес-литературы. Свою задумку я воплотила в жизнь в июне прошлого года, но через три месяца поняла, что в нашем городе это пока не так востребовано, как я предполагала. Не так уж много у нас бизнесменов и просто людей, которые хотят саморазвиваться при помощи специализированной литературы. Кроме того, такие книги достаточно дорогие, опять же доступность интернета, где можно бесплатно найти интересующую информацию. Поэтому я решила немного изменить направленность — стала завозить и художественную литературу. Соотношение деловых и художественных книг сейчас примерно 60 на 40%. Но все равно я стараюсь тщательно отбирать книги. Это не такое массовое чтиво, как, например, детективы Дарьи Донцовой. Книги в моем магазине рассчитаны на ценителей качественной современной прозы.
— У тебя гуманитарное образование, твоих знаний достаточно для ведения бизнеса?
— К сожалению, нехватка экономических знаний сказывается. Я все веду сама — бухгалтерию, налоговую отчетность, благо мои книги мне в этом помогают. Но все же планирую получить еще одно образование — в сфере финансов, потому что без него никак.
— Когда ты задумала создать бизнес, изучала рынок? Высока ли конкуренция в этой сфере?
— Да, изучала. Конкуренция сильная — более 10 больших и средних магазинов, достаточно велик разброс цен. Например, крупные магазины закупают книги в большом объеме, за что получают скидки от издательств, соответственно, у них есть возможность продавать по более низкой цене. У меня такой возможности нет, поэтому решила привлекать покупателей другими способами.
Практически во всех книжных магазинах один и тот же ассортимент. Мне хотелось чем-то удивить благовещенского читателя, и я стала привозить то, чего нет в наших магазинах. Например, сейчас я являюсь практически эксклюзивным поставщиком книг одного из издательств бизнес-литературы.
— Ты составляла бизнес-план? И можно ли обойтись без него?
— Да, составляла, хотя сейчас, читая специальную литературу, я понимаю, что не совсем правильно это делала, больше интуитивно все просчитывала, скажем так, непрофессионально. Без бизнес-плана нельзя, предварительно все нужно просчитать, сделать анализ рынка, выбрать месторасположение магазина, прикинуть, какой будет в этом месте поток покупателей и на какую аудиторию в принципе рассчитываешь. Конечно, можно и просто так открыться, но с таким же успехом вскоре закрыться.
— Как пишут столичные СМИ, кризис серьезно ударил по книжной отрасли, ты как-то ощущаешь его?
— В апреле сильно подскочили цены у издательств, соответственно, книги подорожали и в магазинах. Отмечается некоторое снижение спроса, литература ведь не относится к товарам первой необходимости, без нее можно обойтись или взять в библиотеке, у знакомых. Но в принципе реализация пока держится на среднем уровне, примерно продаю 600 книг в месяц. Это неплохо, к примеру, 400 экземпляров — уже низкий уровень продаж. В нынешние непростые времена меня спасает то, что я не брала кредиты. Хотя в моем случае заем — это аренда, то есть платеж, который я должна вносить ежемесячно. Она, конечно, съедает львиную долю дохода. Купить свое помещение выгоднее, хотя и очень дорого, в перспективе я это планирую осуществить.
— Что лучше: отдельный магазин или помещение в крупном торговом центре?
— Я арендую площадь в торговом центре, и в этом есть свои преимущества. Прежде всего, там большая посещаемость, причем люди могут идти за другими покупками, но увидят книги, заинтересуются и что-нибудь купят. Отдельный магазин нуждается в «раскрутке», потребуются большие деньги на рекламу и продвижение, которых молодой предприниматель, как правило, не имеет. Лично у меня их не было, я почти все средства вложила в товар.
— Ты сама стоишь за прилавком или у тебя наемные продавцы?
— У меня сейчас один продавец, но несколько дней в неделю я работаю сама, чтобы посмотреть на свое дело изнутри, изучить спрос.
Бизнес — это любимое дело
— Бизнес для тебя это прежде всего способ получения прибыли или самореализации?
—На данный момент это любимое дело, которое пока не дает того заоблачного дохода, который многие представляют. Надеюсь, что через несколько лет будет по-другому. В самом начале важно по максимуму вкладывать деньги в сам бизнес, в его развитие. Год работы еще не дает возможности купить, к примеру, квартиру, машину или еще что-то крупное. Я деньги откладываю, потому что бывают неудачные по продажам месяцы, а аренду оплачивать надо, вот здесь и выручает созданный резерв.
— Работать на себя все-таки, лучше чем «на дядю»?
— Я не могу сказать однозначно, каждый для себя сам решает. У меня сложилось так, что одно время я была наемным работником в крупном издательском доме нашего города в должности менеджера по продвижению. Сначала меня это устраивало, но потом наступил момент, когда я поняла, что могла бы отправиться в собственное бизнес-плавание, стать независимой. Моя работа дала мне хороший опыт в сфере маркетинга, появились определенные связи, которые сейчас помогают. Поэтому, прежде чем открывать свое дело, было бы неплохо поработать в какой-то отрасли, приобрести навыки, это все пригодится.
— В чем секрет успешного бизнеса?
— Секрета как такового нет. В своей сфере надо быть профессионалом и заниматься тем, в чем действительно разбираешься. Я уже говорила, что по образованию филолог, поэтому книги — это моя ниша. Плюс интуиция — нужно уметь прочувствовать, будет ли востребован товар. У меня продуманный ассортимент — я не скупаю все подряд, а тщательно отбираю издания, отслеживаю новинки. Вкусы у всех разные, но все равно есть определенная тенденция, ее нужно улавливать, знать, какие авторы сейчас на пике читательского интереса. Для этого много времени провожу в интернете, читаю литературные журналы, рецензии. Поэтому книги у меня на полках не пылятся — их раскупают и, соответственно, есть возможность привозить новые.
— Ты можешь дать совет начинающим предпринимателям?
— Если вы хотите открыть свое дело, то постарайтесь, чтобы большую часть вложенных средств составлял ваш личный капитал. Конечно, можно взять кредит, но это будет тяжелее. Ведь, кроме его выплаты, возникнет много других расходов — аренда, закупка товара, зарплата продавцам и прочее. Кроме того, всегда есть риск, что дело не пойдет, и есть разница, потеряете вы только свои деньги или останетесь должны банку. Еще нужно тщательно изучить рынок, чтобы понять, есть ли смысл вообще открывать такой бизнес. Лучше здесь воспользоваться услугами профессионалов, которые сделают грамотное и качественное исследование.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии