Граница на замке
— Валерий Николаевич, безусловно, сегодня каждый знает о работе управления ФСБ. Тем не менее расскажите, какие главные задачи стоят перед вашим ведомством?
— Органы безопасности были образованы в 1918 году для борьбы с контрреволюцией, должностными преступлениями и с саботажем. За эти годы прошло много реформ, неоднократно менялись названия ведомства, но основные задачи остались те же — контрразведка и борьба с преступностью. Сейчас наша деятельность четко регламентируется федеральными законами «Об органах ФСБ в РФ», «Об оперативно-разыскной деятельности», а также положением о ФСБ и ее структурах. Однако отмечу, что задачи, решаемые управлением, гораздо шире, чем наша подследственность, поэтому зачастую мы выявляем признаки составов преступлений в различных сферах жизнедеятельности и в соответствии с компетенцией передаем информацию по подследственности в прокуратуру, в следственный комитет или в УВД. Только с начала этого года по нашим материалам другими правоохранительными органами возбуждено 51 уголовное дело.
— Приграничное положение региона добавляет к числу ваших задач и борьбу с контрабандой. Какова ситуация в этой сфере?
— Амурская область располагает значительными природными и сырьевыми ресурсами, поэтому привлекательна не только для добросовестных участников субъектов внешнеэкономической деятельности. Каждый год мы выявляем и пресекаем попытки контрабанды, и с каждым годом эти цифры растут. С нашей территории пытаются незаконно вывезти металл, лес-кругляк, биоресурсы (шкуры, лапы медведя, икра и т. д.). При этом контрабандисты часто дробят одну большую партию на мелкие, чтобы при задержании суммы ущерба были небольшими и попадали только под административное наказание. Зачастую контрабанда идет по подложным документам, и даже оформляются на уже умерших людей, в целях уклонения от ответственности.
С сопредельного берега к нам традиционно везут товары народного потребления, часто используя различные тайники в транспортных средствах. Огорчает то, что китайская сторона относится к этому не так жестко, как бы нам хотелось — считают, что это бизнес. Однако мы не можем смотреть на это спокойно, так как должны защищать интересы государства в целом и наших товаропроизводителей в частности. И эффективность этой работы зависит от уровня взаимодействия всех заинтересованных ведомств.
— Есть конкретные примеры такого взаимодействия?
— Конечно. Только в прошлом году совместно с пограничниками и таможней пресечена контрабанда в КНР лесоматериалов на сумму 23 миллиона рублей, из Китая в Россию партии товаров народного потребления и контрафактных автозапчастей стоимостью более 7 миллионов рублей, сотовых телефонов на сумму 700 тысяч рублей. Кроме этого, была задержана партия норковых шуб общей стоимостью 6 миллионов рублей, которую везли из Китая. В ноябре 2008 года судебные органы вынесли обвинительные приговоры организаторам и участникам преступной группы, которые перевезли контрабандных товаров китайского производства на 70 миллионов рублей. Сумма неуплаты таможенных платежей составила свыше 28 миллионов рублей. В преступной схеме, к сожалению, были задействованы сотрудники таможенных и пограничных органов. Амурский областной суд лишил их воинских и специальных званий, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ в мае этого года оставила приговор без изменения.
Совместно с органами наркоконтроля мы проводим работу по ликвидации каналов поставки из КНР наркотических средств и сильнодействующих веществ. Хотя в самом Китае эту проблему решают очень жесткими методами, вплоть до смертной казни, поставки все равно продолжаются.
— Как обстоит ситуация с нарушителями государственной границы?
— Такие факты есть, причем их немало. Исключением был прошлый год, когда китайская сторона приняла беспрецедентные меры безопасности, связанные с проведением Олимпиады в Пекине. В районе Хэйхэ были выставлены дополнительные охранные инженерные системы, усилена пограничная деятельность и профилактическая работа среди населения. В результате число нарушителей с их стороны уменьшилось примерно на 40 процентов. В среднем же ежегодно пресекается до 12—15 нарушений границы.
Бой с коррупцией
— Сегодня на всех уровнях идет борьба с коррупцией. Управление ФСБ в ней участвует и есть ли уже конкретные результаты?
— Борьба с коррупцией ведется с самого начала образования органов безопасности. Но в одиночку с этой задачей не справится ни одна спецслужба, так как нужно решать целый комплекс вопросов. Поэтому в настоящее время совместно с другими правоохранительными органами мы реализуем Национальный план по противодействию коррупции. Перед нами стоит задача выявлять и пресекать преступления коррупционной направленности, а расследованием таких дел, в соответствии с законом, занимается следственное управление СК при прокуратуре Амурской области.
Прошлый год был показательным — по нашим материалам было возбуждено 20 уголовных дел, в том числе в отношении 11 экс-чиновников областного правительства. Совместно со следственным управлением мы довели эти дела до суда, по некоторым уже вынесены приговоры. В первом полугодии 2009 года по нашим материалам другие правоохранительные органы возбудили и расследуют 11 уголовных дел. Например, СК возбуждено уголовное дело в отношении главы одного из сельских советов Благовещенского района, который получил от гражданки КНР взятку в размере 195 тысяч рублей за оказание содействия в приобретении в долгосрочное пользование земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в 5-ти километровой пограничной полосе. Еще одно резонансное уголовное дело, по которому уже вынесено судебное решение, связанное с сотрудником УФКСН, который в погоне за показателями не только превысил свои полномочия, но и оказался причастным к организации контрабандных поставок сильнодействующих веществ из КНР в Россию. Следствие по делу вела прокуратура, а вот выявили факт организации контрабандного канала и обеспечивали оперативное сопровождение сотрудники нашего управления. Суд приговорил упомянутого сотрудника к пяти годам лишения свободы, а также лишил права занимать должности в правоохранительных органах в течение трех лет.
— Валерий Николаевич, насколько сложно расследовать дела, в которых фигурируют сотрудники правоохранительных органов? Вы не встречаете сопротивления со стороны этих ведомств?
— Я очень благодарен своим коллегам — руководителям силовых структур — за то, что они также нетерпимо относятся к фактам проявления коррупции в своих ведомствах. Ни одного случая противодействия с их стороны не было. Совместно за последние пять лет мы выявляли такие преступления практически во всех структурах и доводили уголовные дела до логического завершения. К сожалению, иногда в правоохранительной системе бывают случайные люди, которые ради наживы идут на превышение, злоупотребление должностными полномочиями и взятки. К счастью, в нашей области никогда не было таких больших денег, как в других регионах, чтобы речь шла о крупных взятках, но все-таки факты есть. В последние годы в область пошло федеральное финансирование на ряд объектов, в том числе на берегоукрепление Амура, строительство микрорайона Северный — мы отслеживаем поступление и расходование этих средств. Работа в этом направлении идет и будет совершенствоваться: впереди строительство космодрома Восточный, бурное развитие золотодобычи и в перспективе — черной металлургии.
Спортивная жизнь управления
— Валерий Николаевич, не секрет, что Управление ФСБ называют одной из самых спортивных структур и многие сотрудники у вас занимаются спортом. Это правда?
— У нас очень жесткие нормативы: и при приеме на работу, и для действующих сотрудников — они даже жестче, чем в армии и МВД, вместе взятых. Для каждой возрастной категории они разные: и по рукопашному бою, и по кроссу, и по стрельбе и т. д. Поэтому наши сотрудники обязаны держать себя в хорошей спортивной форме.
— Вы тоже посещаете тренировки?
— Мне уже шестой десяток, и я тренируюсь наравне со всеми. Пытаюсь заниматься каждый день, будь это волейбол или стрельба. Причем я уверен, что это жизненно необходимо: после таких серьезных эмоциональных нагрузок людям нужна разрядка, а спорт — это лучшее средство.
— Помимо этого, вы еще и возглавляете областное спортивное общество «Динамо». Это было требование свыше или ваша инициатива?
— У нас 50 процентов руководителей управлений ФСБ в регионах являются председателями «Динамо» — это было решение нашего бывшего директора Николая Патрушева. Я с удовольствием возглавил это спортивное движение, и мы делаем все возможное для его развития. Сегодня в амурскую организацию «Динамо» входят 19 коллективов федеральных структур, она насчитывает более 19 тысяч человек.
На базе «Динамо» нам удалось объединить лучших спортсменов, которые представляют не только Амурскую область, но и ДФО. В частности, по волейболу наша команда выиграла первенство города, области, округа, стала победителем в Первой лиге и впервые в истории амурского спорта вышла в Высшую лигу. Конечно, играть в ней команда не будет — это все-таки уже профессиональный спорт, а у нас играют рядовые сотрудники, которые обязаны нести службу. Но в Первой лиге мы останемся. На должном уровне у нас также рукопашный бой, спортивное ориентирование, самбо.
— Спортивная база позволяет вам развивать спортивные дисциплины?
— К сожалению, в 90-х практически вся база «Динамо» была разрушена, но благодаря нашим титаническим усилиям за последние 3—4 года она начала оживать. Сейчас мы пытаемся возродить нашу спортивную базу «Динамо» в Моховой пади: построить новую лыжную трассу, провести освещение, чтобы люди могли и вечером кататься. Это все реально, и работы уже ведутся. Здесь мы нашли понимание и со стороны губернатора области Олега Кожемяко и мэра Благовещенска Александра Мигули. В канун 85-летия образования «Динамо» мы проводим лотерею между членами общества — будут разыграны 10 автомобилей Ford, вырученные средства также пойдут на развитие тренировочной базы спортивного общества.
— Валерий Николаевич, у нас в обществе сложился стереотип, что устроиться на работу в ФСБ практически невозможно.
— Почему же невозможно — возможно! Только требования к кандидатам у нас очень жесткие: кроме физической подготовки, мы изучаем психологические и личностные характеристики и, самое главное, выясняем мотивацию — ради чего и для чего кандидат идет на службу в органы? Большое значение имеет и уровень полученного образования. Если кандидат удовлетворяет всем упомянутым критериям отбора, он принимается на работу и получает дополнительное профессиональное образование в наших учебных заведениях, проходит стажировку и только потом допускается к работе. Отбор и обучение сотрудника — очень длительные процессы, но в итоге мы получаем, как говорится, «штучный экземпляр». Поэтому я могу с уверенностью сказать, что у нас работают лучшие!
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии