Из всех столь необходимых нам услуг наиболее затратной и сложной является теплоснабжение.
Источником тепла для большинства жителей п. Прогресс является Райчихинская ГРЭС, где происходит комбинированная выработка энергии: электрической и тепловой. Для отопления жилых домов используют сетевую воду. Нагревают ее в подогревателях отработавшим паром из турбин. Далее по тепловым сетям передают потребителю. Для трансформации теплоэнергии и ее распределения на концевых участках магистральных трубопроводов находятся повысительные насосные станции смешения (ПНСС).
О проблемах теплоснабжения рассказал Анатолий Поснов, заместитель начальника цеха подземных коммуникаций и тепловых сетей РГРЭС. На станции он работает уже более 10 лет. Проблема, которой он занимается сегодня, не может быть не интересной для вас. Это квартальные тепловые сети. Они теперь в ведении Райчихинской ГРЭС, а значит все, что может быть связано с их содержанием, обслуживанием, регулировкой, непосредственно касается работы Анатолия Поснова.
— В ходе либеральных реформ конца ХХ века в России происходил передел собственности. Эти процессы не обошли и коммунальное хозяйство поселка Прогресс. Так сложилось, что система транспортировки тепла оказалась разделенной, — рассказал Анатолий Анатольевич. — Теплосети, в зависимости от параметров (давления и температуры), разделены на магистральные и квартальные. РГРЭС занималась обслуживанием магистральных тепловых сетей и ПНСС, а квартальные тепловые сети многие годы находились в руках перепродавцов тепловой энергии. При этом возник большой дисбаланс по поддержанию вверенного имущества в технически исправном состоянии.
Действительно, персонал Райчихинской ГРЭС ответственно занимался обслуживанием магистральных тепловых сетей и ПНСС. За эти годы не было ни одной аварии в их владениях. Также внедрили новые технологии. На магистральных тепловых сетях — изоляцию ППУ (для снижения тепловых потерь), сильфонные компенсаторы (для уменьшения гидравлических потерь). На ПНСС введены в работу клапаны по поддержанию постоянного давления в подающем трубопроводе, система АВР (автоматическое включение и переключение насосного оборудования), система дистанционного мониторинга работы (сбор и архивация параметров работы насосной).
— В то же время организации, обслуживающие квартальные тепловые сети, по ряду причин и возможностей не были заинтересованы в инвестировании, в работе на перспективу. Все сводилось к устранению возникающих дефектов, — продолжает Анатолий Поснов. — В настоящее время, после упорной работы с неэффективным собственником, РГРЭС взяла на себя обслуживание квартальных тепловых сетей. О первых результатах этой деятельности сами жители поселка могут судить по отопительному сезону 2008—09 годов.
Наиболее слабым звеном в централизованной системе теплоснабжения п. Прогресс являются внутридомовые системы потребления, состоящие из трубопроводов и отопительных приборов. Согласно нормам проектирования срок эксплуатации данного оборудования составляет 25 лет. При этом необходимо еще и качественно обслуживать его.
— Под обслуживанием мы подразумеваем плановую ревизию арматуры (задвижек, вентилей, регулирующих клапанов), грязевиков, контрольных точек по давлению и температуре и ежегодную гидропневматическую промывку розливов и стояков, — пояснил Анатолий Анатольевич. — Проведение испытаний на прочность и плотность, а также чистка по мере засорения отопительных приборов (радиаторов, регистров, планшетов, конвекторов и т. п.) и установок для подготовки горячего водоснабжения (бойлеров) также относятся к процессу обслуживания.
Проблема низкого качества обслуживания внутридомовых систем взаимосвязана с проблемой разрегулировки теплосетей. Мероприятия регулировки квартальных тепловых сетей сводятся к установке и контролю соответствующих устройств в тепловых узлах, а при их отсутствии — в тепловых колодцах.
— Второй год подряд РГРЭС выходит к управляющим организациям с программой мероприятий по регулировке квартальных теплосетей. В ее основе — качественная подготовка внутридомовых систем потребления. В администрации п. Прогресс проводят совещания, в ходе которых все дружно соглашаются с такой необходимостью. Но позже становится ясно, что реальных действий не последует, — с сожалением говорит Анатолий Поснов.
На настоящий момент ни одна внутридомовая система потребления не готова к новому отопительному сезону 2009—2010 годов. К сожалению, сложилась практика, когда тепловая энергия подается в неподготовленные жилые дома. Отсюда «перетоп» у одних потребителей и «недотоп» у других. Для этого и нужна регулировка квартальных тепловых сетей. Все потребители должны быть в одинаковых комфортных условиях!
Сейчас, когда квартальные тепловые сети обслуживает РГРЭС, не возникнет трудностей по перераспределению расхода воды между жилыми домами. Эта работа для ответственных, для думающих, для тех, кто «может в кратчайшие сроки», «имеет неординарное мышление», «стремится к лучшему результату». К таким людям относится и Анатолий Поснов. Различные представления к награждению оформлялись в отношении Анатолия Анатольевича уже не один раз. Отраслевые почетные грамоты и благодарности увенчались последней, 2009 года, — «За заслуги в развитии энергетики Востока» от ОАО «РАО Энергетические системы Востока».
Безразличие к нынешнему состоянию внутридомовых систем — это преступление против жителей поселка, считает Анатолий Анатольевич.
— Сложить ответственность и спокойно ожидать действий от управляющих организаций нам, как жителям этих самых, не готовых к новому отопительному сезону жилых домов, не удастся, — говорит он. — Если в вопросе подготовки внутридомовых систем будет очевидно бездействие вместо действия, жильцам не стоит сидеть сложа руки!
В этом вопросе необходимо будет проявить принципиальность. Общественный контроль за работой управляющих компаний, анализ ситуации в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет, участие в планировании «ближних» и «дальних» мероприятий… Жить нам, значит, и думать нам!
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии