Как отметил в своем докладе начальник Забайкальской железной дороги Сергей Иванов, 2009 год начинался для ОАО «РЖД» и для ее филиалов с «затягивания поясов» и принятия решительных мер по снижению эксплуатационных расходов. К этому железнодорожников обязывала необходимость хоть как-то компенсировать разрушительное воздействие кризиса. По официальным данным, в 2009 году спад объемов промышленного производства должен составить 7,4 процента, а в обрабатывающих отраслях — 9,7 процента. Чем меньше производит промышленность, тем меньше работы у железнодорожников. По итогам первого полугодия объемы погрузки на железных дорогах сократились, по сравнению с прошлогодними, на 23 процента! Это более 30 миллиардов рублей недополученных доходов. Еще 277 миллиардов рублей компания недополучила в результате индексации грузовых тарифов, которые, по решению правительства страны, были несколько увеличены, но не в таком объеме, как планировалось ранее, а почти в два раза меньшем.
Ответом на значительное сокращение доходов компании стало решение сократить ее расходы на 173 миллиарда рублей. В том числе Забайкальская дорога в 2009 году должна снизить свои затраты на 3,5 миллиарда рублей. В первом полугодии расходы дороги были сокращены на 1,5 миллиарда рублей. Экономия электроэнергии, топлива, работа с поставщиками и подрядчиками по снижению закупочных цен на расходные материалы и комплектующие, пересмотр объемов покупных коммунальных и аутсорсинговых услуг — все эти меры позволили дороге сэкономить более 237 миллионов рублей. Но самым деликатным направлением антикризисной политики дороги стало сокращение расходов на оплату труда. Годовое задание для дороги предусматривало оптимизацию фонда оплаты труда на 2,7 миллиарда рублей, что означало сокращение коллектива дороги более чем на 1700 человек.
Но руководство дороги не пошло по пути простого решения сложных вопросов. Всем понятно, что в нынешних условиях 1700 новых безработных надолго останутся безработными — в Забайкалье и Приамурье им просто некуда больше трудоустраиваться. Поэтому руководство дороги совместно с комитетом дорожной организации профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (Дорпрофсож) приняло решение о сокращении продолжительности рабочего дня как альтернативы массовым сокращениям работников. Режим неполного рабочего дня действовал на дороге с 1 марта 2009 года. Первоначально предполагалось продлить эту меру на 6 месяцев — до 1 сентября. Но тут в работу дороги вмешался такой непредвиденный фактор, как глобальная переориентация российских транспортных потоков на порты Дальнего Востока.
Если в первом квартале года тарифный грузооборот на дороге был ниже прошлогоднего на 13,5 процента, то летом грузопоток с запада начал стремительно расти: в июне на 3,1 процента, а в июле — уже на 13,5 процента. Разумеется, растущий грузопоток принес свои проблемы — в условиях путеремонтной кампании принимать и проводить на восток по 78—80 поездов в сутки оказалось очень непросто. Пришлось временно отменять некоторые пригородные поезда, принимать помощь с других дорог электровозами и локомотивными бригадами. Но в конечном счете дорога с задачей транзита грузов справилась и получила определенную награду за труды. По итогам полугодия плановое задание по грузообороту выполнено на 105,6 процента, а по сравнению с весьма удачным прошлым годом — на 100,6 процента. Так много грузовых вагонов, как сейчас, Забайкальская магистраль не принимала никогда за свою 109-летнюю историю. Кроме того, ЗабЖД оказалась единственной на сети, где производительность труда не только не упала, но и превысила прошлогодний показатель на 5,6 процента. В итоге начальник дороги Сергей Иванов после тщательного изучения вопроса с дорожными экономистами пришел к выводу о возможности досрочного, с 1 августа, восстановления на дороге 8-часового рабочего дня. Остается добавить, что за время действия режима неполного рабочего дня экономия составила 332 миллиона рублей.
Вот на таком сложном и противоречивом фоне выполнялись положения коллективного договора дороги в первом полугодии. И, как убедились участники конференции после выступлений председателя Дорпрофсожа Владимира Кравцова и Сергея Иванова, задача была выполнена удовлетворительно. На реализацию коллективного договора был направлен 1 миллиард 701 миллион рублей. Средняя стоимость социального пакета работника дороги составила 20,5 тысячи рублей, а для неработающего пенсионера — 3,7 тысячи рублей. На улучшение условий и охрану труда дорога израсходовала почти 115,5 миллиона рублей, на приобретение спецодежды и спецобуви — более 55,5 миллиона.
За оставшиеся месяцы 2009 года забайкальские железнодорожники должны решить много сложных задач. Как ожидается, в ближайшее время грузопоток с западных дорог будет только расти и достигнет 85 поездов в сутки. Для обеспечения его бесперебойного продвижения необходимо развивать дорожную инфраструктуру. Нужно срочно завершить работы по строительству первой очереди четного приемоотправочного парка на станции Карымская. Для разгрузки узла Карымская необходимо ускорить работы по электрификации участка Карымская — Борзя. Предстоит срочная работа по развитию хозяйств автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения, с целью ликвидации лимитирующих участков. В дальнейшем необходимо ежегодно реконструировать не менее десяти промежуточных станций, прежде всего на Читинском отделении дороги. Это большая и сложная работа, но, как сказал Сергей Иванов, у коллектива дороги есть все возможности для ее выполнения.
Антон Клиновский, служба по связям с общественностью Забайкальской железной дороги — филиала ОАО «РЖД».
Забота о людях
Несмотря на финансовые трудности, на дороге реализовывались все социальные программы. Более 500 работников дороги и членов их семей, а также 71 пенсионер прошли санаторно-курортное лечение. В девяти загородных оздоровительных центрах дороги организован отдых почти 4,5 тысячи детей, почти 350 ребят отдохнут на Черноморском побережье.
Продолжается реализация жилищной политики компании. За первое полугодие 57 работникам дороги выданы ипотечные кредиты на 95 миллионов рублей. Развивается корпоративная пенсионная система: в первом полугодии в нее вступили еще 435 работников дороги. Всего корпоративную пенсию получают более 9900 бывших железнодорожников. Более 15 тысяч пенсионеров-ветеранов получают ежемесячную материальную помощь из фонда «Почет». В честь празднования Дня Победы 472 участникам Великой Отечественной войны и 1973 труженикам тыла была выплачена материальная помощь. Почти 5 тысяч неработающих пенсионеров получили единовременную благотворительную помощь для приобретения угля.
Отдавая должное ветеранам, дорога заботилась и о будущем пополнении своего коллектива. В железнодорожных учебных заведениях на условиях целевой подготовки обучаются 2429 человек. 374 молодых специалистов — выпускников вузов и техникумов — были распределены в структурные подразделения дороги, 152 из них уже приступили к работе.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии