Крестьяне готовы отдать его и ниже себестоимости, однако за реальные деньги зерно никто не покупает.
Амурские хозяйства завершили массовую уборку основных зерновых культур: ячменя, пшеницы и овса. В нынешнем году она серьезно затянулась: весной из-за внезапно выпавшего снега культуры посеяли позже привычных сроков, летом вести уборку не позволяли дожди. Несмотря на это, аграриям удалось получить рекордный урожай. Общий намолот составил 362 тысячи тонн, на 80 тысяч тонн больше, чем год назад. Урожайность зерновых — 16,4 центнера с гектара — на треть превышает прошлогодние показатели.
В областном минсельхозе на отчеты с полей смотрят с нескрываемым оптимизмом. Сводка министерства действительно выглядит впечатляюще — вероятно, нынешней осенью удастся собрать 370 тысяч тонн зерна. Сходных успехов аграриям удавалось добиваться за последние годы лишь дважды — в 2002 (405 тыс. т) и 2007 (382 тыс. т) годах. Впрочем, для руководителей хозяйств рекордный урожай обернулся головной болью — девать выращенное зерно некуда.
Уже в августе было очевидно, что в нынешнем году региональный баланс зерновых культур закроется с плюсом. Это означает, что зерна в Амурской области произведут больше, чем смогут потребить. Покупателей на 100—150 тысяч тонн продукции в Приамурье нет. При этом в нынешнем сезоне высокий урожай зерновых получен и в целом по России, и практически рекордный — в Западной Сибири и на Алтае, что не играет на руку амурским аграриям.
В обозначенные областным минсельхозом в середине августа ценовые ориентиры внесла коррективы конъюнктура. В итоге за предложенные 4,5 рубля фуражное зерно никто не закупал, сейчас же его стоимость не превышает 3,8 рубля за килограмм. Ячмень стоит на 50 копеек дешевле предложенных минсельхозом 4 рублей, цена килограмма овса, как и предлагало министерство, установилась на отметке в 3 рубля за килограмм.
— Вопрос сейчас даже не в цене. Мы готовы продать зерно и дешевле — нужно выдать зарплату перед началом уборки сои, купить горючее. Но за реальные деньги продать зерно сейчас невозможно. Мы нашли вариант, по которому можно продать пшеницу по 3,2 рубля без НДС за килограмм. При этом себестоимость производства зерна — больше 4 рублей, — рассказывает руководитель тамбовского СПК «Искра» Иван Гунин.
— Я бываю на совещаниях, смотрю телевизор, читаю газеты… Везде говорят, что все шоколадно. Но когда разговариваю с людьми, то девять из десяти человек убеждены, что ситуация критическая. Мне в этом году еще никто не сказал, что все нормально, — поделился с корреспондентом «АП» руководитель одного из хозяйств центральной зоны Приамурья.
— Урожайность у меня не выше, чем в прошлом году, а закупочная цена мизерная. Пшеницу покупают по 3,8 рубля. Год назад в это же время я продавал ее по 5,2 рубля за килограмм. Глядя на то, какая уродилась соя, ни о какой прибыли в этом году речи уже быть не может. По сегодняшней цене даже концы с концами не сведешь, — огорчен ромненский фермер Роман Безух.
Недовольны нынешней страдой и в ведущем хозяйстве Ивановского района — колхозе «Луч». Здесь недополучили урожай ячменя — растение выросло слабым, было поражено грибком. Из-за затянувшейся уборки осыпалась треть овса. Непрекращающиеся дожди привели к тому, что большую часть зерновых здесь, как и во всей области, убирали путем прямого комбайнирования. Из-за этого зерно приходилось досушивать на зерновом дворе, неся большие издержки.
— Вопроса со сбытом у нас в принципе нет — мы работаем по договорам, отдаем урожай, расплачиваясь за товары и кредиты. Цена, конечно, не устраивает, но здесь ничего не поделаешь, — вздыхает главный агроном ивановского колхоза «Луч» Николай Кондратьев.
Другая головная боль для аграриев — вспашка зяби. В области распахана лишь половина запланированных объемов. Если в некоторых районах зябь готовят достаточно уверенно, то во многих территориях сделано лишь треть от необходимого. «Мы бы и сейчас вышли пахать, но даже гусеничная техника не может зайти в поля. Осенью, для того чтобы земля хоть как-то просохла, нужно около недели солнечной и ветреной погоды. Только тогда будет какое-то движение», — рассказывает Роман Безух.
В министерстве сельского хозяйства Приамурья не склонны драматизировать ситуацию, подчеркивая, что это «не конец света». При этом в ведомстве признают, что проблемы со сбытом в нынешнем году действительно есть. «Продать столь большой урожай в маленькой области, в которой практически отсутствует крупное животноводство, сейчас довольно проблематично. Такие проблемы будут вставать и дальше, пока у нас не будет нормально развитого животноводческого комплекса и внутренней переработки. А эта проблема не решится за один год», — заявил пожелавший остаться инкогнито источник в руководстве минсельхоза Приамурья.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии