Союз двух держав
Советский Союз признал Китайскую Народную Республику 2 октября 1949 года, то есть на следующий день после ее провозглашения. Поскольку все прежние договоры СССР с Китаем утратили силу, перед Москвой и Пекином встала задача формирования новой базы договорных отношений. 14 февраля 1950 г. Советский Союз и молодая Китайская Народная Республика заключили важный межгосударственный договор — Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. В нем стороны принимали на себя обязательства в случае возникновения вооруженного конфликта оказывать друг другу военную и прочую помощь. История показала, что в сложной послевоенной ситуации этот документ сыграл весьма значительную роль: он стал мощным фактором стабилизации международной обстановки, укрепил позиции СССР и КНР на мировой арене, в большой степени способствовал становлению нового Китая и, что особенно важно, как никогда ранее сблизил народы двух стран. Это был союз двух соседей в специфических условиях «холодной войны», отвечавший их интересам в конкретной исторической обстановке.
Всю историю взаимосвязей между нашими государствами после 1949 г. можно охарактеризовать как поиск оптимальной модели сосуществования и сотрудничества двух соседних держав. За первые три десятилетия они прошли в этом плане весьма сложный, подчас драматический путь, на котором было все: и военно-политический союз, и идеологические, и межпартийные разногласия, переросшие в межгосударственное противостояние.
В 1982 году была достигнута взаимная договоренность о проведении политических переговоров по вопросу нормализации отношений двух стран на уровне заместителей министров иностранных дел в качестве специальных уполномоченных правительств. По итогам работы, проделанной на 12 раундах советско-китайских политических консультаций, были подготовлены материалы к встрече высших руководителей двух стран в Пекине, которая вошла в историю, так как на ней в конце концов была достигнута нормализация межгосударственных отношений. Это произошло во время переговоров в Пекине президента СССР М. С. Горбачева с Дэн Сяопином и другими руководителями КНР 15—19 мая 1989 года. На этой встрече Дэн Сяопин предложил емкую и точную формулу с целью положить конец взаимным расхождениям, недоверию и подозрительности и перейти к качественно новому этапу: «закрыть прошлое, открыть будущее».
Добрососедству альтернативы нет
Процесс постепенного улучшения и нормализации межгосударственных отношений, начавшийся в последние годы существования Советского Союза, продолжился и после образования Российской Федерации.
В конце 1991 года Пекин официально информировал Москву о том, что китайское правительство решило признать правительство Российской Федерации и что Китай желает сохранять и развивать отношения дружбы и сотрудничества с Россией на основе пяти принципов мирного сосуществования.
После того, как в конце 80-х годов СССР и КНР нормализовали свои межгосударственные связи и после распада Советского Союза в 1991 году отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой последовательно поднялись на три ступени: первая — признание друг друга дружественными странами (1992 г.), вторая — выстраивание конструктивного партнерства (1994 г.), третья — доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие (1996 г.).
В калейдоскопе глобальных изменений была найдена именно та формула, которая позволила оптимальным образом учитывать национальные интересы каждой из наших стран как на ближайшую перспективу, так и на будущее. В середине 90-х годов такая модель политических взаимоотношений России и Китая стала отчетливо вырисовываться и для Москвы, и для Пекина. Стороны осознали, что добрососедству альтернативы нет. Идеологические разногласия, полемика вокруг которых в течение нескольких десятилетий сводила на нет нормальные двусторонние связи, отошли в прошлое и перестали определять характер отношений двух государств.
И в Москве, и в Пекине был сделан вывод о том, что в XXI веке Россия и Китай должны быть стратегическими партнерами, всемерно развивать политический диалог, углублять взаимопонимание и взаимное доверие, наращивать масштабы сотрудничества, вместе решать практические вопросы двусторонних связей, оказывать друг другу поддержку в международных делах.
В результате длительного переговорного процесса (с перерывами он продолжался в течение более 40 лет) в конце XX и начале XXI века Россия и Китай успешно решили весь комплекс вопросов, связанных с их общей границей. В 1991, 1994, 2001, 2004 и 2006 годах были подписаны соответствующие межправительственные документы. А 21 июля 2008 года было завершено юридическое оформление последних двух участков российско-китайской границы на ее восточном участке. В этот день в Пекине в ходе официального визита министра иностранных дел России С. В. Лаврова был подписан дополнительный протокол-описание российско-китайской границы, который по завершении сторонами внутригосударственных процедур вступил в силу 14 октября 2008 года. Таким образом, пограничных проблем в отношениях между Россией и Китаем больше не существует, впервые за почти 400-летнюю историю их межгосударственных отношений граница четко обозначена на местности.
Исторический шанс в 21-м веке
1996 и 1997 годы войдут в историю азиатского континента: по инициативе России и Китая сначала было заключено Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы, а затем Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе общей границы стран-подписантов: с одной стороны — Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, с другой — Китайская Народная Республика (т.е. в обоих случаях затрагиваются вопросы общей границы между бывшим СССР и Китаем). Тем самым на территории сразу пяти стран был создан уникальный межгосударственный механизм обеспечения регионального мира и безопасности, зона доверия невиданной в Азии транспарентности и предсказуемости военной деятельности.
Ядром российско-китайского взаимодействия в Центральной Азии является Шанхайская организация сотрудничества. В деятельности этой организации наше взаимопонимание с китайскими партнерами является особенно важным. Роль и значение ШОС возрастает, она обеспечивает стабильную ситуацию в регионе совместными усилиями участвующих в этом процессе стран без вмешательства внерегиональных сил. ШОС — новая модель межгосударственных отношений.
16 июля 2001 г. в московском Кремле президент России В. В. Путин и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали исторический документ — Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Заключение этого договора знаменует собой новые качественные изменения в истории отношений двух стран, утверждает их долгосрочный и стабильный характер на основе добрососедства и дружбы, взаимного доверия и взаимной выгоды, без установления военно-политического союза. Договор заключен сроком на 20 лет, после чего будет продлеваться каждые пять лет при отсутствии у сторон возражений.
Договор отражает национальные приоритеты обеих стран, учитывает исторический опыт взаимоотношений, их преемственность. Можно сказать, что это своего рода квинтэссенция многолетней договорной практики двух государств. По единодушной оценке сторон, он носит сбалансированный характер, с его заключением получили прочную гарантию около двухсот соглашений между бывшим СССР и Китаем, между Россией и Китаем, действующих в настоящее время.
К настоящему времени достигнут самый высокий в истории России и Китая уровень взаимопонимания и всеобъемлющего сотрудничества. При этом два государства располагают огромным потенциалом для дальнейшего развития, взаимодополняемости и взаимного стимулирования. Государственные интересы двух соседних держав совпадают или взаимно близки, российско-китайское сотрудничество в укреплении мира и решении международных проблем политическими методами уже признается как фактор глобального значения. Не может быть сомнений в том, что исторический шанс для России и Китая в XXI веке — это продолжение совместной линии на укрепление и расширение стратегического партнерства и взаимодействия.
Встречи лидеров
Контакты между главами государств России и Китая носят регулярный характер — встречи проводятся не менее трех раз в год. В 2008 году Президент России Д. А. Медведев и Председатель КНР Ху Цзиньтао провели пять встреч.
23—24 мая 2008 г. состоялся первый официальный визит Президента Российской Федерации Д. А. Медведева в Китай. По итогам переговоров Д. А. Медведев и Ху Цзиньтао подписали совместную декларацию по основным международным вопросам, в которой нашли отражение позиции двух стран по наиболее актуальным проблемам современности.
Действующий с 1996 года механизм регулярных (ежегодных) встреч глав правительств России и Китая является системообразующим фактором поступательного развития двусторонних отношений во всех основных сферах. Подходы России и КНР к принципиальным вопросам современного миропорядка и к основным международным проблемам совпадают или близки. На этой основе между нашими странами поддерживается тесное взаимодействие в области внешней политики. Помимо интенсивных контактов между министрами иностранных дел, действует система плановых консультаций по линии МИДов на уровне заместителей министров и департаментов.
Позиция России по «тайваньскому вопросу» зафиксирована в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 года и состоит в том, что существует только один Китай, правительство КНР является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань — неотъемлемая часть Китая. КНР не имеет возражений против осуществления Россией неофициальных связей с Тайванем в торгово-экономической, научно-технической, культурной, спортивной и других областях.
Россия неизменно признает, что Тибет — неотъемлемая часть Китая. Китайская сторона поддерживает усилия российской стороны в борьбе с террористами и сепаратистами на своей территории.
Координация стратегий развития
Как известно, и в России, и в Китае сейчас происходит структурное реформирование экономики. В частности, в нашей стране реализуется «Программа экономического и социального развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья на 1996—2010 гг.». Указом президента от 27 января 2007 г. создана Государственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятии, Иркутской и Читинской областей. В Китае же осуществляется стратегия возрождения старой промышленной базы на северо-востоке и освоения западных территорий страны. Очень большую роль для экономик наших стран может сыграть координация стратегий регионального развития. В 2006—2009 годах такая идея неоднократно обсуждалась в ходе российско-китайских переговоров на высшем уровне и получила одобрение с обеих сторон.
В своем выступлении на российско-китайском экономическом форуме деловых кругов 22 марта 2006 г. в Пекине президент В. В. Путин заявил о том, что «нам важно наладить тесную координацию государственных региональных программ развития. В первую очередь это касается традиционных партнеров — российского Дальнего Востока и Сибири, а также промышленных баз Северо-Восточного Китая и его западных районов». Такая же мысль обозначена в совместном заявлении, принятом по итогам встречи в Москве президента России Д. А. Медведева и председателя КНР Ху Цзиньтао 17 июня 2009 года: «координация стратегий развития сопредельных регионов России и Китая способна дать немалую отдачу для ускорения экономического развития соседних территорий двух стран. Нахождение обоюдовыгодных и эффективных путей координации стратегий развития сопредельных регионов России и Китая в интересах народов двух стран будет способствовать не только укреплению дружбы и взаимовыгодного сотрудничества в российско-китайском приграничье, но и совершенствованию форм и повышению уровня хозяйственного взаимодействия».
В 2008 году российско-китайский товарооборот увеличился на 38,7% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года и составил 55,9 млрд. долларов, в т.ч. российский экспорт вырос на 33,0% — до 21,2 млрд. долларов, импорт — на 42,3% — до 34,7 млрд. долларов. В условиях мирового финансово-экономического кризиса начиная с ноября 2008 г. наблюдается снижение объемов двустороннего товарооборота. По данным Государственного таможенного управления КНР, снижение общих объемов двусторонней торговли за январь — март 2009 года составило 42%.
Активно развиваются межрегиональные связи, подписано более ста соглашений о сотрудничестве между властями административно-территориальных единиц различного уровня. В настоящее время более 70 субъектов Российской Федерации имеют контакты с провинциями КНР.
Наглядным проявлением высокого уровня российско-китайских отношений стало решение глав государств о проведении в 2006—2007 гг. национальных Годов России в Китае и Китая в России — беспрецедентных в истории двусторонних отношений проектов. В рамках национальных Годов успешно реализовано около 600 различных мероприятий в политической, торгово-экономической, военной, научно-технической и гуманитарной сферах. Достигнута договоренность о переводе на регулярную основу наиболее значимых и успешных мероприятий в экономической, научно-технической, культурной, спортивной и других областях. Особый акцент будет сделан на молодежных контактах. Началось осуществление нового масштабного проекта в сфере гуманитарного сотрудничества — Года русского языка в Китае в 2009 году и Года китайского языка в России в 2010 году.
Таким образом, оглядываясь на путь, пройденный за последние 60 лет нашими странами, можно констатировать, что динамика развития их сотрудничества и добрососедства ознаменовалась в конце ХХ и начале ХХI века рубежными событиями. От них во многом зависят перспективы обеспечения мира, безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в глобальном масштабе.
Досье «АП»
Игорь Алексеевич Рогачев, член Комитета СФ по международным делам, член Комиссии СФ по информационной политике. Образование: Московский государственный институт международных отношений МИД СССР. Должность перед избранием — чрезвычайный и полномочный посол РФ в КНР. Государственные награды: юбилейная медаль «За доблестный труд», орден «Знак Почета», орден Дружбы народов, медаль «За укрепление боевого содружества», орден Дружбы, медаль «В память 850-летия Москвы», орден Почета, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Имеет почетное звание заслуженного работника дипломатической службы Российской Федерации, кандидат исторических наук.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии