Чтобы вместить столь представительную делегацию, в здании правительства вновь открыли бывший зал заседаний областного совета народных депутатов. Список участников «круглого стола» занял четыре альбомных листа — заказчиков, проектировщиков, исполнителей, чиновников, ученых, военных. Во вступительном слове перед участниками «круглого стола» первый зампред амурского правительства Виктор Капканщиков подчеркнул, что Восточный будет первым незасекреченным космодромом и проведение данного мероприятия — тому пример.
Министр по строительству космодрома Восточный Константин Чмаров отметил, что объект станет серьезной базой для всего Дальнего Востока, и напомнил о том, что космодром будет строиться в два этапа: к 2015 году должен быть запущен первый автоматический космический аппарат, а с 2018 года должна начаться реализация пилотируемой программы.
Сейчас Россия располагает двумя космодромами (Плесецк и арендуемый у Казахстана Байконур), а также двумя стартовыми площадками (Домбаровский и Капустин Яр). Эта структура является оптимальной для реализации стоящих на сегодняшний день задач. Однако в долгосрочной перспективе она не является устойчивой. Особенности географического расположения не позволяют вести реализацию пилотируемой космической программы с Плесецка, Капустина Яра и Домбаровского. В перспективе именно Восточный должен стать основным российским космодромом.
— Рассматривалось шесть районов возможного расположения космодрома. В итоге Восточный был выбран как наиболее экономный вариант, — вспоминает начальник 31-го Государственного проектного института специального строительства Александр Климов.
Основным конкурентом Углегорска при выборе места расположения будущего космодрома был хабаровский порт Ванино. Однако сейсмичность местности не позволила проектировщикам остановиться на этом варианте. Оптимальной территорией базирования космодрома Восточный был признан Углегорск, место дислокации 27-й ракетной дивизии.
По словам представителей Роскосмоса, после 2020 года большая часть запусков будет производиться на геостационарные и геопереходные орбиты. Широта расположения Восточного позволяет выводить грузы на них с наименьшими затратами.
— У него очень хорошие конкурентные возможности и по географическому положению, и по тем преимуществам, которые мы в него закладываем. Сегодня стоимость выведения грузов на геопереходную орбиту составляет более 20 тысяч долларов за килограмм. По нашим подсчетам, на Восточном эта цифра будет ниже, — рассказал на итоговой пресс-конференции заместитель руководителя федерального космического агентства Виктор Ремишевский.
Специалисты утверждают, что лицо космодрома определяет ракета-носитель, которая будет на нем использоваться. Лицом Восточного станет ракета нового типа «Русь-М», разработку которой сейчас ведет самарский «ЦСКБ-Прогресс». Двухступенчатые ракеты способны выводить на орбиту 23 тонны полезного груза, а в перспективе эта масса будет доведена до 100 тонн. Директор центра Александр Кириллин вчера еще раз подтвердил тот факт, что ракеты будут работать на экологически чистом топливе — керосине, жидком кислороде и водороде.
На Восточном предполагается возведение двух стартовых комплексов, каждый из которых будет включать две пусковые установки. Первая очередь космодрома будет построена под ракету среднего класса повышенной грузоподъемности и сдана к 2015 году. Перспектива сдачи второй очереди с пусковыми установками для сверхтяжелой ракеты многоразового использования — 2025—2030 годы.
— На каждом из стартовых комплексов будет располагаться до 20 сооружений. Всего же инфраструктура космодрома будет насчитывать свыше 250 объектов, — рассказывает гендиректор главного проектировщика космодрома ОАО «ИПРОМАШ-ПРОМ» Иван Якушкин. — Стоимость строительства всех этих сооружений, а также города на 25—30 тысяч жителей превышает 400 миллиардов рублей. Это очень амбициозный проект.
Финансирование строительства космодрома будет вестись по двум федеральным программам. Одна из них направлена на ракетно-технические цели, другая — на создание инфраструктуры города на 25— 30 тысяч жителей. Неподалеку от Углегорска фактически будет построен новый компактный город, в котором, по словам проектировщиков, будет «все самое и все супер».
— Первоочередные работы будут вестись не по строительству самого космодрома, как в былые времена. Задача, которая стоит перед нами сейчас, — создать инфраструктуру: дороги, энергетику, очистные сооружения, мусороперерабатывающее предприятие, жилой массив, и только потом приступить к строительству космодрома, — говорит председатель национального объединения проектировщиков России Алексей Воронцов.
По словам представителя генподрядчика, начальника управления «Спецстроя» Сергея Копытовского, об объеме предстоящих работ можно судить хотя бы по тому, что в год только на строительство дорог потребуется около 500 тысяч кубических метров грунта и свыше 400 кубометров щебня. «Ни у кого не должно быть сомнений, на таких объемах работ мы задействуем всех, кто протянет руку. Главное, чтобы эта рука была твердая и чистая, чтобы соотношение цены и качества было на должном уровне», — заявил Сергей Николаевич.
Амурские власти, представители Роскосмоса, а также проектировщик и подрядчик единогласно утверждают: при сооружении космодрома будут по максимуму задействованы местные ресурсы. Только на строительство Восточного будет привлечено свыше 20 тысяч человек.
— Мы подсчитали, что наибольший эффект сама область получит на фазе строительства, когда здесь будет находиться большое количество людей, — заверил представитель Роскосмоса Виктор Ремишевский. — Все они будут получать зарплату, и только в виде налогов на доходы Приамурье получит 7—8 миллиардов рублей.
Уже сейчас амурские организации привлекали к проектированию и геолого-разведочным работам. Представители генпроектировщика ОАО «ИПРОМАШПРОМ» признались, что идеология компании — находить сильный местный институт и вести работу с его помощью.
Площадь, на которой разместятся объекты космодрома, — больше 550 квадратных километров. Кроме, собственно, стартовых комплексов, здесь будут располагаться обширные технические и промышленные зоны, на которых будут построены кислородный, водородный и механический заводы, складские помещения, административные здания. К северу от Углегорска разместится и новый аэропорт международного класса.
— Его преимуществом является расположение вблизи БАМа и автомобильной дороги Чита — Хабаровск. Это создает задел для того, чтобы этот аэропорт был единым логистическим центром всего региона, наличие которого весьма предпочтительно и для многих близлежащих государств, взаимодействующих с Россией. То есть данный центр будет служить не только космическим целям, но и экономике региона в целом, — убежден Иван Якушкин.
— В перспективе космодром Восточный — это новый этап развития космического потенциала страны и развития Дальнего Востока. Это новый этап развития космической техники и внедрение современных передовых технологий мирового уровня, освоение дальнего космоса и дальнейшее развитие международного сотрудничества в космической области, — подчеркнул губернатор Приамурья Олег Кожемяко.
Добавить комментарий
Комментарии