После нескольких лет простоя здесь снова создана должность смотрителя музея, планируется провести ремонт. А гордиться благовещенским железнодорожникам, они уверяют, есть чем.
Сегодня в железнодорожном музее областного центра отнюдь не музейная обстановка — 12 лет оно не видело ремонта. В одном помещении с раритетными экспонатами сейчас ютятся и члены совета ветеранов станции Благовещенск. Но уже через полгода, отмечают в дирекции транспортников, ситуация изменится, и обновленный музей распахнет свои двери для экскурсантов.
— Сейчас трудно сказать, сколько экспонатов насчитывает фонд нашего музея, потому что учет давно не проводился, — говорит председатель совета ветеранов станции Благовещенск Тамара Гончарова. — Но нам есть чем гордиться, ведь многие вещи действительно раритетные: старинные фотографии, железнодорожное оборудование. Так что нового смотрителя музея ждет большая работа.
По словам Тамары Николаевны, два новых экспоната (рельс 1910 года выпуска и его ровесник — железнодорожный башмак) имеют для музея историческую ценность. Это не просто куски металла, а немые свидетели целой эпохи развития железнодорожной ветки Благовещенск — Белогорск. 19 декабря 1913 года из областного центра пошел первый пассажирский поезд, так что эти находки даже старше самой станции.
Без малого вековой рельс привезен в Благовещенск со Среднебелой. Его обнаружили весной при демонтаже старой табельной станции, построенной еще в 1934—1936 годах. Шестиметровый кусок списанного рельса тогда использовался для укрепления фундамента здания, а реальная его длина — 12 метров. Но даже шесть метров для музея оказалось слишком много, поэтому отрезали только ту часть, где указан год выпуска. Такое оборудование давно не используют, поскольку старинные рельсы не выдержат массы современных составов.
Железнодорожный башмак, который применялся для предотвращения самопроизвольного движения вагонов, нашел неподалеку от благовещенского депо главный инженер станции Дмитрий Колесниченко. Выкопал его буквально из-под земли. Сегодня рельс с башмаком, как влюбленная парочка, обитают в музее рядом.
Помимо этих экземпляров, внимание посетителей привлечет и масса других. К примеру, механические часы, которые отбивают красивым «церковным» звоном каждые полчаса. Точная дата их производства не установлена, известно только, что в 1945 году «куранты» вывезли с КВЖД (Китайско-Восточная железная дорога). До расформирования Амурской железной дороги в 1959 году они находились в кабинете заместителя ее начальника.
Другая достопримечательность — колокол. Он висел на здании вокзала и оповещал благовещенцев и гостей города о прибытии и отбытии поездов вплоть до 70-х годов прошлого века. Ровесник его — телетайп. С использованием азбуки Морзе благовещенские железнодорожники принимали и отправляли сообщения своим коллегам.
Более 70 лет керосиновому фонарю, которым дежурные по станции когда-то встречали и провожали поезда. В нем несколько разноцветных стеклянных окошек, они подсвечивались поочередно, в зависимости от того, какой сигнал давали машинисту. Фонарь использовался в военные и послевоенные годы.
В сталинскую эпоху верой и правдой машинистам служил электрожезловый аппарат и жезл, который в него помещался. Это была, так сказать, эстафетная палочка водителей паровозов, они передавали его с одной станции на другую, тем самым отмечая проделанный путь. Между всеми электрожезловыми аппаратами была связь. Если жезл отсутствовал, это означало, что определенный участок пути еще занят, следовательно, второй поезд по нему нельзя было отправлять.
Совершенно бессмыслен сегодня металлический билет-проводник для приема нечетных поездов. Но в середине прошлого века без этого талона, надетого на огромное кольцо, машиниста паровоза бы не приняли на станцию. Кстати, это кольцо встречающий передавал из рук в руки машинисту.
Выбиваются из разряда железнодорожной атрибутики старенькая балалайка и прялка. Хотя, наверное, это намек, что прежние работники станции Благовещенск были и хозяйственными, и музыкальными людьми. Кстати, хранится в музее и Устав о дисциплине работников железнодорожного транспорта СССР, изданный 60 лет назад.
И конечно, добрую улыбку вызывает паспорт лошади, датированный 1947 годом. Он требовался в том случае, если животное собирались перевозить. В документе указывалось все: год рождения лошади, кличка, рост, а также прививки, которые ставились ветеринаром.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии