В областной антинаркотической программе на 2010 — 2014 годы есть интересная статья расходов: порядка 1,4 миллиона рублей планируется выделить на постановку и прокат антинаркотических спектаклей.
На тему наркотиков Амурский театр драмы «играет» с 2000 года. Тогда в репертуаре театра появился спектакль по пьесе Василия Сигарева «Семья вурдалака». В центре сюжета история одной семьи: прикованный к постели болезнью отец, измотанная жизненными невзгодами мать и сын-наркоман.
И красной нитью через всю постановку — наркомания рушит человеческие отношения, ломает судьбы.
Девять лет назад эта работа не финансировалась никакими государственными программами, но уже тогда о проблеме наркомании стоило говорить.
— Со спектаклем «Семья вурдалака» мы объехали всю область и в свое время даже получили за эту работу премию губернатора, — рассказывает директор Амурского театра драмы Татьяна Бедина. — Когда мы начинали первый прокат спектакля, не было никакого государственного проекта. Но мы знали, что эта серьезная проблема есть в обществе. Помощь в финансировании наших поездок нам оказывал существовавший тогда Фонд «Родители против наркотиков».
Наркомания — эта не та тема, с которой хочется работать, признается Татьяна Федоровна. К тому же она не приносит театру больших «дивидендов»: билеты в районах, как правило, продаются за символическую цену. Правда, начиная с 2007 года, на прокат антинаркотических спектаклей Амурскому театру драмы стали выделять по 220 тысяч рублей в год.
Тем не менее реакция сотен ребят, пришедших на просмотр, всегда перевешивала все «но».
— «Семью вурдалака» мы показывали для старшеклассников, считая, что не надо напрягать этими проблемами более юное поколение, — продолжает директор театра драмы. — Выезжая в районы, мы организовывали целые конференции, когда после просмотра спектакля проходит его обсуждение с участием зрителей, врачей-наркологов, психологов. И вот однажды со своего места встал 12-летний мальчик и задал вопрос режиссеру: «Почему так поздно поставили спектакль? Будь он раньше, может быть, мой брат не стал наркоманом». Поймите, только театр может зримо показать судьбу человека, который употреблял наркотики. Об этом можно прочитать в книге и не проникнуться, а тут у тебя на глазах разыгрывается вся история. Знаете, как она царапает душу?
В театральном сезоне 2008 года областного театра драмы появился новый спектакль, продолжающий тему наркомании, — «Пять — двадцать пять».
Такие спектакли, как «Семья вурдалака» и «Пять — двадцать пять» — настоящая шоковая терапия, считает заведующая литературной частью театра Нина Дьякова.
— Бывает так, что после спектакля занавес опускается при полной тишине, зрители не знают, надо ли аплодировать. Ведь аплодировать там нечему: последние сцены очень тяжелые, бьют, что называется, по самому больному, — рассказывает Нина Николаевна. — И взрослые, и дети пребывают первые минуты в шоке, кто-то сидит со слезами на глазах. И только когда актеры выходят на поклон, зрители начинают понимать, где действительность, а где театр. Это — уже шоковая терапия, а врачевать нужно любовью. С пеленок — сказкой и песенкой на ночь, вниманием и любовью, повторюсь, к своему ребенку.
И еще в одной мысли сходятся и психологи, и театральные работники: на просмотр таких спектаклей надо ходить семьей, ведь шоковую терапию не каждый выдержит, от нее можно и погибнуть.
— На 2010 — 2014 годы мы разработали программу, по которой планировали продолжать эту работу: расписали по годам гастрольную деятельность, предусмотрели постановку нового спектакля. Но, к сожалению, средства нам выделят только через три года. В областной антинаркотической программе предусмотрено 550 тысяч рублей на постановку антинаркотического спектакля в 2013 году, и 880 тысяч — на прокат спектаклей в 2013 — 2014 гг. И получилось, что из нашей программы выхолостили все. Да, я понимаю, надо уничтожать коноплю, да, надо лечить ребят. Но ведь надо и воспитывать нашу молодежь, показывать им образно последствия употребления наркотиков, — уверена Татьяна Бедина.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии