Банкиры и дилеры уже подводят первые итоги — подсчитывают объем выданных кредитов и проданных в кредит авто. Насколько успешным оказался первый год реализации правительственной автопрограммы в Приамурье, выясняла «АП».

Несмотря на то что льготные кредиты на покупку российских авто еще выдаются, продолжится ли кредитование в следующем году, пока неизвестно. Объявляя о начале действия программы, правительство России обозначило и сроки ее окончания: полностью выплатить льготный кредит, взятый в 2009-м, необходимо спустя три года — в 2012 году. А вот можно ли будет взять кредит с пониженной процентной ставкой в 2010-м на срок менее трех лет — такой информацией банки пока не располагают.

Полгода на раскачку

Напомним, правительственная программа действует на территории области с конца апреля 2009 года. С этого времени клиент может купить новый отечественный автомобиль (в том числе и иностранных марок, выпущенных в России) в кредит по льготной ставке. Она определяется как разница между действующей на дату выдачи кредита ставкой и размером скидки в две трети ставки рефинансирования Банка России. Так, например, при нынешней ставке Центробанка 9,5 процента ставка по кредиту, взятому в Сбербанке России — основной организации, участвующей в программе в Приамурье, — уменьшится на 6,33 процента.

По условиям программы в первые месяцы ее действия стоимость приобретаемого нового автомобиля не должна была превышать 350 тысяч рублей, однако уже через два месяца требования, предъявляемые к потребителю, стали более лояльными. В июле планка стоимости авто была поднята с 350 тысяч до 600 тысяч рублей. Одновременно был снижен минимальный взнос — с 30% до 15% стоимости приобретаемого транспортного средства.

В список «льготных» машин, утвержденный правительством России к участию в программе, вошли около 50 моделей. В их числе иномарки, собранные на территории РФ. Амурскому потребителю оказались доступны только автомобили Ford Focus. Дилеров, реализующих другие импортные авто отечественной сборки, которые отвечали бы требованиям программы, в области не оказалось. Зато амурчане могут приобрести практически каждого «железного коня» с исконно российской родословной. К услугам автолюбителей, желающих взять льготный автокредит, большая часть моделей ГАЗ, все модели «Лады», а также Chevrolet Niva и UAZ Patriot.

Право оказывать услуги по выдаче льготных автокредитов на территории Приамурья получили Россельхозбанк и Сбербанк России. За 7 месяцев действия программы подавляющее большинство кредитов на покупку автомобиля выдал Сбербанк.

Специалисты банка утверждают, что благодаря программе интерес населения к автокредитованию ощутимо возрос, хотя ажиотажа не случилось. Покупкой отечественного авто традиционно заинтересовались те, кому за 40, а средняя стоимость льготного кредита не превысила 200 тысяч рублей.

— С начала действия правительственной программы мы выдали несколько десятков автокредитов на общую сумму свыше 5 миллионов рублей, — делится подробностями начальник сектора кредитования отдела кредитования частных клиентов благовещенского отделения Сбербанка России Марина Юскевич. — Наибольшим спросом пользуются отечественные авто марки «Лада». Также были предоставлены кредиты на покупку нескольких автомобилей ГАЗов, УАЗа и «Нивы-Шевроле».

Находка для бизнеса

Официальный дилер ООО «ГАЗ» в Приамурье результатами работы с льготной автопрограммой в целом также доволен. В салоне «ГАЗ АвтоР» торговля идет на ура. Правда, раскупается техника в основном не рядовыми автоблюбителями, а предприятиями и организациями, и по другой льготной программе. По словам работников компании, прежде всего это объясняется спецификой ассортимента: микроавтобусы «Газель» на сегодняшний день одни из самых востребованных на амурском рынке.

— За последние месяцы спрос на нашу продукцию действительно возрос, — отмечает директор автосалона «ГАЗ АвтоР» Владимир Уразов. — Самыми активными клиентами стали предприниматели, а «хитами» продаж — микроавтобусы и легковые автомобили «Волга-Сайбер». Однако стоит отметить, что основной объем техники продается не по правительственной программе, а по фирменной финансовой программе, разработанной ООО «ГАЗ» совместно с рядом банков. В ее основу также заложены преференции для покупателей — скидки. В ряде случаев эти скидки полностью возмещают процентную ставку по кредиту, взятому в банке, с которым у нас заключен договор. Что касается государственной программы льготного автокредитования, то ее определенный вклад в увеличение продаж тоже есть. Должен отметить, что на сегодняшний день более 50% техники реализуется нами на тех или иных льготных условиях.

Несокрушимые «семерки»

Подросло количество прокредитованных автолюбителей и в ОАО «Амур-Лада». Здесь за 9 месяцев в кредит было продано 16 «железных коней». Цифра за прошлый год несколько скромнее — в 2008-м кредитами на покупку «Лады» воспользовались лишь 10 амурчан. Однако о высокой эффективности программы, по мнению руководства автосалона, говорить не приходится: слегка выросшее количество машин, оформленных в кредит, существенно не сказалось на общем уровне продаж.

— Практика показала, что льготы значительно не повлияли на объем продаваемой продукции, — рассказывает заместитель генерального директора ОАО «Амур-Лада» Андрей Дьячков. — У «Лады» свой устоявшийся круг поклонников. Самой ходовой моделью по-прежнему является «семерка». Ее берут и за наличные, и в кредит. Если говорить о других моделях, на которые в течение этого года были оформлены кредиты, то на втором месте по популярности «Лада-Нива». Есть единичные продажи моделей «Приора» и «Калина».

Не вполне оправдала ожиданий дилеров и фирменная программа «Лада- Финанс»: ажиотажного спроса на автомобили после ее введения также не последовало. Напомним, договор о предоставлении льготных автокредитов на покупку «Лады» был заключен между АвтоВАЗом и Сбербанком РФ также в июле этого года. Согласно условиям этого договора, клиент может оформить кредит в банке на покупку автомобиля «Лада» с пониженной процентной ставкой. В действительности эти проценты изначально оплачивает автопроизводитель, делая покупателю скидку на приобретаемый товар. Размер скидки рассчитан таким образом, что клиенту полностью компенсируются расходы по уплате процентов, и, по сути, получается кредит под ноль процентов. В итоге человек в течение срока кредитования выплачивает только «чистую» розничную цену приобретаемого автомобиля.

По словам амурских автоспециалистов, эта программа не сработала должным образом из-за высокой стоимости страховки КАСКО, которую, по условиям банка, покупатель в обязательном порядке должен оформлять на приобретаемый автомобиль. Если речь идет о такой недорогой модели, как ВАЗ -21074, то оплата КАСКО в течение трех лет (период выплаты кредита) практически покроет размер скидки, предоставленной производителем. Поэтому особой выгоды в том, чтобы взять такой кредит, потребители не увидели.

«Волга-Сайбер»: год в Приамурье

В ноябре исполняется год, с тех пор как в продажу в Амурской области поступила новинка отечественных автопроизводителей «Волга-Сайбер» — совместный продукт ООО «ГАЗ» и концерна Chrysler. Напомним, одним из первых новое авто в действии испытал губернатор области Олег Кожемяко: «Волга-Сайбер» была приобретена областным правительством в качестве служебного автомобиля для первого лица Приамурья.

— На «Волге-Сайбер» я проехал уже 43 тысячи километров, — говорит Олег Кожемяко. — Так вот, за эти 43 тысячи она пока ни разу не сломалась. Машина неплохая, вот только, говорят, запчасти на нее, к сожалению, пока найти сложно. Но, думаю, эти вопросы еще будут доработаны до массового уровня. В дальнейшем мы планируем продолжить переход и на другие виды отечественного транспорта, главное, чтобы он выпускался на наших заводах.