Ученым удалось значительно расширить и улучшить наши представления о роли микроорганизмов в жизни растений и животного мира.
Живые клетки
Наука сформулировала приоритеты и поставила практические задачи по сокращению объемов применения азотных и фосфорных удобрений при выращивании растений, приготовлении кормов для с/х животных, замене пестицидов на микробиологические препараты, защите растений от стресса, в том числе и создаваемого загрязнением почв тяжелыми металлами и радионуклидами.
Биотехнологические процессы основаны на использовании микробиологических препаратов (МБП), представляющих из себя живые клетки, отселектированных по полезным свойствам микроорганизмов. Они находятся в культурной жидкости или адсорбированы на нейтральном носителе. Такой препарат позволяет создать огромную концентрацию полезных форм микроорганизмов (в 1 миллилитре или грамме препарата содержится до 1—1,5 млрд. клеток бактерий) в нужном месте и в нужное время. За счет этого приготовленные и внесенные формы МБП могут успешно конкурировать с аборигенной микрофлорой.
Ежегодно на рынке появляются новые биопрепараты, раскручиваемые практически одинаковой, часто недобросовестной и, главное, малограмотной рекламой. Иногда обещается увеличение в несколько раз урожайности, качества, всхожести, возможность замены одним флаконом препарата центнеров органических и минеральных удобрений, отказ от химических средств защиты растений.
Учеными ВНИИ сельскохозяйственной микробиологии предложено понятие термина — микробиологические препараты (МБП) и что отличает их от неопределенно обобщающих терминов — биопрепараты, препараты биологической природы, биологически активные вещества и прочее.
Ведущими функциональными видами МБП для земледелия являются микробиологические удобрения, фунгициды, стимуляторы роста, ризобинальные инокулянты для бобовых культур (биоинсектициды и родентициды здесь не рассматриваются). Под МБП ученые микробиологи подразумевают препараты, содержащие живые клетки отселектированных по полезным свойствам микроорганизмов, а также продукты их метаболизма, которые также находятся в культурной жидкости или адсорбированы на нейтральном носителе.
Все иные препараты, содержащие полезные для растений продукты метаболизма (антибиотики, витамины, стимуляторы роста и др.), выработанные микроорганизмами, а также и сами отмершие клетки микроорганизмов правильнее называть веществами микробиологической природы.
Положительный эффект
На сегодня, следуя сведениям, изложенным в справочном издании «Списка пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ. 2008 г.» и «Дополнениям к государственному каталогу. 2008 г.» к препаратам микробиологической природы, т. е. содержащих микроорганизмы или продукты их метаболизма, могут быть отнесены:
— Фунгициды («бисолби-сан», «фитоспо-рин-м», «бинорам», «елена», «планриз», «псевдобактерин-2», «амирин-Б», «баксис», «бактофит», «бактрил», «гамаир», «агат-25», «вермикулен», «глиокладин», «триходермин-нова», «фитолавин»);
— Регуляторы роста растений («агат-25», «бинорам», «эмистим»);
— Микробиологические удобрения («экстрасол», «бактофосфин», «бисолби», «бисолбифит», «агрика», «азофит», «байкал-М-1», «восток-М-1», «ресойлинг», «ризоагрин», «ургаса», «фосфатовит», «экофит»).
Существует принципиальное отличие воздействия на растение и, соответственно, формирования урожая именно МБП. Живая культура полезных микроорганизмов, входящая в состав настоящих микробиологических препаратов, с момента вступления в контакт с развивающимися тканями растения, будь то первичный корень, проросток, устьице или листовая поверхность, сопровождает его на протяжении всего последующего цикла развития. При этом образуются различные типы взаимодействия — симбиотические (классический пример — бобовые с клубеньковыми бактериями) симбиотрофные, биоконтрольные, пищевых цепей, сигнальные и др.
Кроме того, часть полезных бактерий из МБП, что доказано на примере бактерий рода Bacillus, закрепляются и зимуют в ризосфере растения, создавая положительный эффект последствия, проявляющийся в санации почвы и пожнивных остатков в отношении патогенных грибов и бактерий, а также обогащении микробоценоза пашни полезной микрофлорой (Чеботарь, Завалин, Кипрушкина. 2007 г.)
Все иные препараты, как химической, так и биологической природы, действуют контактно, т. е. их эффективность зависит от химической формулы, времени и площади контакта со способными к взаимодействию либо больными тканями растения, точности подбора концентрации действующих веществ.
С учетом сказанного можно сделать общую сравнительную характеристику действия химических и микробиологических препаратов в агроценозе:
— Биопротекторы, в отличие от химических средств защиты, не только лечат болезнь, подавляя ее возбудителей, но и заставляют работать собственные иммунные механизмы растения;
— МБП обладают антистрессовым эффектом, что выражается в лучшей устойчивости обработанных растений к неблагоприятным климатическим условиям (засуха, длительное переувлажнение, заморозки, перепады температур), а также солнечным и химическим ожогам, механическим повреждениям тканей;
— Биоудобрения, в отличие от химических удобрений, обеспечивают фиксацию атмосферного, наиболее доступного азота, мобилизуют запасы элементов питания, находящиеся в почве в связанном состоянии. В первую очередь это относится к труднодоступным формам фосфора и ряда микроэлементов;
— Полезная микрофлора, входящая в состав МБП, способствует наиболее полному раскрытию потенциала сорта, что относится как к количественным, так и к качественным показателям сельхозпродукции (увеличение содержания клейковины в зерновых, сахара в свекле, масла в подсолнечнике, сое и пр.)
Применение МБП не отменяет агротехники и использование минеральных удобрений и агрохимикатов, а лишь снижает химические нагрузки, как непосредственно на агроценоз сельхозугодий, так и на ландшафт прилегающих территорий, включая лесополосы и населенные пункты (почвы, грунтовые воды, водоприемники, биота, воздушный бассейн).
Применение МБП способствует восстановлению нормальной структуры микробного ценоза пашни. Микробиологическое население обрабатываемых почв — основа полноценного питания растений, восстановления запасов гумуса и плодородия в целом.
Определяющим моментом при решении вопроса о том, применять или не применять МБП экстрасол при выращивании той или иной культуры, является, конечно же, ожидаемая эффективность препарата, а это в первую очередь — повышение урожайности и качества, реже — по увеличению сохранности (лежкости) и срока хранения сельхозпродукции.
В хозяйствах Амурской области МБП «экстрасол» стали применять с 2004 года. Первая партия не превышала объема в 1,5 тонны. В минувшем году на поля Приамурья внесено уже 36 тонн. Таким образом, за 6 лет объем внесения экстрасола увеличился в 25 раз. С одной стороны, последние цифры выглядят впечатляюще, с другой — все еще очень малы.
Испытание бисолбифита
Ученые ГНУ ВНИИ сельского хозяйства и микробиологии уже разработали новые препараты: «бисолбифит», «бисолби риз». Но, к сожалению, активность по их применению среди амурчан продолжает желать лучшего.
Правда, в прошлом году ряд хозяйств центральных районов Приамурья решились на испытание МБП «бисолбифит».
В частности, ОАО «Байкал» на площади в 150 га провело производственный опыт. Поле было разбито на три участка по 50 га. На контроле урожайность составила 16,3 ц/га. На втором участке внесли аммофос в дозе 25 кг/га, добившись урожайности 18,0 ц/га. На третьем участке применили аммофос в дозе 25 кг/га, но уже обработанный микробиологическим препаратом «бисолбифит». Обработка велась из расчета 4 кг бисолбифита на 1 тонну аммофоса. При этом дополнительные затраты составили всего 76,6 руб. на гектар. Зато урожайность на третьем участке составила 21,8 ц/га. Бисолбифит дал прибавку относительно контроля — 5,5 ц/га, а относительно аммофоса без обработки — 3,8 ц/га.
Аналогичный опыт, заложенный на полях ООО «Димское», подтвердил эффективность МБП «бисолбифит». В этом хозяйстве на поле в 450 га доза внесенного аммофоса составила 50 кг/га, при этом семена были обработаны МБП «экстрасол» в дозе 1 л/т. Однако часть удобрения аммофос прошла предварительную обработку МБП «бисолбифит». Участок, где аммофос вносился будучи обработанным бисолбифитом, показал урожайность 16,2 ц/га, а где аммофос в чистом виде — всего 13,3 ц/га. То есть прибавка составила 2,9 ц/га.
Хорошие виды на урожай были и на участке поля колхоза «Родина». Руководители и специалисты, а также комбайнеры воочию убедились в эффективности МБП «бисолбифит».
Перспективность данного препарата подтверждает опыт его применения на полях Тамбовского сортоучастка (руководитель Г. П. Лавриченко). Там подобрали хорошее поле площадью 35 га. Участки составили по 2,88 га. На том участке, где семена были обработаны экстрасолом, из расчета 1 л на 1 т семян, внесен аммофос в дозе 50 кг/га, обработанный бисолбифитом из расчета 4 кг на 1 т минерального удобрения, соя сорта «лидия» дала прибавку по сравнению с контролем 2,8 ц/га.
Кроме этого, на полях, где возделывалась соя, в разных районах и хозяйствах области на различных сортах и репродукциях при обработке экстрасолом семян перед посевом в дозе 1 л/т и посевов по вегетации — 2 л/га при соблюдении единства опыта получена прибавка от 0,3 ц/га до 5,5 ц/га по отношению к контролю.
Так, в ОАО «Байкал» Тамбовского района (главный агроном Виталий Борисович Саяпин) на соевом поле площадью 80 га получили прибавку 4,3 ц/га. Здесь были обработаны как семена (1 л/т), так и по вегетации растения (2 л/га).
В СПК «Искра» того же района (главный агроном Котов Константин Петрович) с участка поля площадью 120 га получили урожайность сои 15,4 ц/га. На контроле она составила 13,0 ц/га. Семена перед посевом обрабатывались экстрасолом в дозе 1 л/т, по вегетации в баковой смеси с базаграном и экстрасолом 2 л/га.
В ОАО «Димское» (главный агроном Виктор Михайлович Валов) на поле в 169 га на черноземовидной почве различные участки дали прибавку от применения экстрасола в объемах от 0,9 ц/га до 2,7 ц/га.
Владимир Усманов, агроном.
Защита картофеля
Высокую эффективность в борьбе с макроспориозом и фитоспорозом показал экстрасол на картофеле. В прошлом году КФХ «Черутов» Бурейского района смогло собирать 154 ц/га (на контроле 122 ц/га), рост урожайности составил 32 ц/га.
В КФХ «Авангард» Благовещенского района урожайность картофеля составила 220 ц/га (прибавка 79 ц/га). При этом год был неблагоприятен в плане болезней картофеля.
— В полях стояли озера и выехать туда на гусеничном тракторе не представлялось возможным, — рассказывает руководитель КФХ «Авангард» С. Ю. Сергеев — Благодаря тому, что картофель при посадке был обработан экстрасолом, растения продержались без обработки, пока почва частично не подсохла. Конечно, не обошлось без потерь — примерно четверть посадок погибла. Когда мы все же смогли заехать на поле для обработки экстрасолом, септориоз и альтернариоз уже начали развиваться. И только две, а кое-где и три обработки по вегетации позволили сохранить посадки картофеля в зеленом состоянии до осени. Даже урожайность оказалась выше, чем в предыдущем году.
Несколько положительных слов хотелось бы сказать о руководителях представительства Иркутского масложиркомби-ната — А. И. Молодцове, А. Н. Сагунове, С. П. Мараховце. Суть в том, что специалисты хозяйств этого представительства ведут тщательный учет и контроль за всеми технологическими операциями по возделыванию с/х культур. На каждом поле любой технологический шаг фиксируется на учетном листе, проводится анализ и затем вырабатывается программа действий на следующий с/х год.
Руководители хозяйств Л. А. Валова, В. Ф. Татару, С. А. Ткаченко и другие обращают внимание на все новое, прогрессивное и сразу внедряют в производство. Результаты работ в растениеводстве и животноводстве у них растут быстрее, доходы, соответственно — тоже. Людям в этих хозяйствах интереснее ходить на работу и веселее смотреть на жизнь.
Кстати, в соседнем Китае в каждой сельскохозяйственной провинции есть завод по производству микробиологических препаратов, а мы удивляемся, почему у них урожаи лучше.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии