Местные власти надеются, что талаканских гидростроителей привлекут на возведение новой ГЭС.Местные власти надеются, что талаканских гидростроителей привлекут на возведение новой ГЭС.

Их наполовину проинвестирует федеральный центр, наполовину — местные предприниматели. Пять амурских моногородов поделились планами на будущее с минэкономразвития области.

Напомним, в общероссийский перечень из 335 моногородов, на которые правительство РФ обратит взоры в ближайшие годы, вошли пять наших муниципальных образований. Это Райчихинск (градообразующее предприятие ООО «Амурский уголь»), Белогорск (ООО СК «Мост-Восток»), поселок Талакан (ОАО «БуреяГЭСстрой» и Бурейская ГЭС), Зея (Зейская ГЭС) и Тында (отделение ДВЖД). Территории до 1 февраля должны представить в правительство области свои разработки по модернизации экономики, амурские чиновники защитят их в Минрегионразвития РФ. При этом на реализацию проектов должно уйти не более трех лет, а окупаемость составить максимум семь лет. На совещании, прошедшем накануне под руководством министра экономразвития области Марины Дедюшко, они озвучили свои наметки.

Талакан: марш-бросок на ГЭС

Поселок гидростроителей живет благодаря Бурейской ГЭС и ОАО «БуреяГЭСстрой», которое, кстати, уже демонтирует часть своих баз и планирует в скором времени «переезжать» в Благовещенск. Из почти 4,8 тысячи строителей предприятия на гидростанции заняты сейчас лишь чуть больше тысячи. В следующем году эта цифра значительно сократится — ГЭС достроят. Специалисты БуреяГЭСстроя вахтами работают по всей России — строят станции в Красноярском и Приморском краях. Глава Бурейского района Павел Штейн уверен, что в ближайшие годы проблем с трудоустройством у гидростроителей не возникнет — их перебросят на возведение Нижне-Бурейской ГЭС.

— Будущее Талакана мы связываем в первую очередь с Нижне-Бурейской ГЭС. Тем более что недавно часть активов БГЭС на значительную сумму была передана в собственность ОАО «Нижне-Бурейская ГЭС», — поделился Павел Семенович. — Мне известно, что сейчас проект ГЭС дорабатывают и весной представят на рассмотрение госэкспертизы. Строительство Нижне-Бурейской ГЭС, на котором предположительно задействуют более трех тысяч человек, снимет проблему трудоустройства в Талакане на ближайшие семь лет. Городка наподобие Талакана строить не будут, там появится вахтовый поселок, под который уже отведены земли. Проблем с размещением, питанием, социальным обслуживанием строителей не возникнет.

В качестве альтернативы ГЭС местные власти рассматривают строительство стекольного завода, предприятия по производству солнечных батарей (проект изучали ранее — при коллективе в 300 человек он должен приносить до 300 млн. рублей прибыли в год) или алюминиевого завода. Но производственные мощности таких масштабов району в одиночку не потянуть — решать вопросы и искать инвесторов будут на уровне областного правительства.

Райчихинск: острый уголь

Райчихинск по разработке концепции развития территории впереди всех. Документ почти готов и содержит несколько интересных предложений.

— На разрабатываемом сейчас разрезе уголь постепенно заканчивается — там осталось 4—5 миллионов тонн. Но есть пласты, которые залегают значительно выше, — рассказывает замглавы Райчихинска по экономическому развитию Виктор Шепель. — Добывать такое сырье гораздо проще. Разведанные запасы этих месторождений составляют около 9 миллионов тонн. Но находятся они под автодорогой, связывающей Райчихинск и Новобурейский, и под железнодорожной веткой, соединяющей поселок Широкий и Райчихинск. Уже есть проект по перенесению этих транспортных путей. «Амурский уголь» готов взяться за это и просит помочь ему в размере 50 миллионов рублей. Если дороги сместят, то угольщикам еще лет 15 будет чем заняться.

Местная администрация, вспомнив продуктивное советское прошлое, хочет возродить несколько начатых в те времена производств — мебельную и обувную фабрики, молокозавод. Планы вполне осуществимые. Так, мебельное производство, замороженное несколько лет назад, недавно приобрело ОАО «БуреяГЭСстрой». Планируется, что на основном направлении там будут работать около 250 человек. К мебели добавятся еще две линии — по лесопереработке и производству котлов малой мощности. Есть идея открыть в Райчихинске мини-пивзавод. Еще один план, который вот-вот станет реальностью, — создание в городе фармацевтического завода. Производством физрастворов заинтересовался известный благовещенский предприниматель. Тем более что возводить его придется не на пустом месте — подходящая территория и даже здание в Райчихинске имеются. Это предприятие даст еще 200—250 рабочих мест.

Белогорск: логистика прежде всего

Белогорские власти считают, что выгодное положение города — на «перекрестке» Транссиба и трассы «Амур» — позволит создать логистический центр (таможенный терминал и систему складов). Идею поддержала и министр экономического развития Марина Дедюшко. Возможно, здесь возродят и овощеконсервный завод, успешно действовавший когда-то. Этим заинтересовалось ООО ПТК «МиС». Администрация рассматривает вариант создания в городе кирпичного завода — рядом имеются месторождения глины.

Зея: даешь рыбу области

Зейские планы основываются на создании производства по переработке угля. Затраты на него составят 71 млн. рублей, а окупится оно, по подсчетам, через 3,5 года. Заманчива перспектива по переработке цеолитов, которые могут пригодиться космодрому Восточный.

— Также мы думаем запустить в городе птицефабрику — помещения под нее имеются, — делится глава Зеи Раиса Черная. — В планах — расширить наш пивзавод. В устье Зеи можно возвести рыбный завод — нашлись бы инвесторы. Что касается малого бизнеса, то поступило предложение перерабатывать дикоросы.

Тында: спасемся курами

Планы столицы БАМа скромнее перспектив остальных моногородов. Главное предприятие здесь — тындинское отделение ДВЖД, в работу которого администрация вмешаться не может. Речи о том, что железнодорожники в массе своей потеряют рабочие места, пока нет. Предполагается, что в этом году на железной дороге сократят около 70 сотрудников управленческого состава.

— В плане развития экономики мы рассчитываем только на малый бизнес, — признается заммэра Тынды по экономической политике Виктория Щекалева. — Сельского хозяйства у нас нет. Производить мясо и молоко в Тынде невыгодно — дешевле привезти продукцию из Новосибирска. Есть вариант создать у нас птицефабрику — это довольно выгодный проект. На этом пока, увы, все.

Мнение

Марина Дедюшко, министр экономразвития, промышленности и транспорта области:

— То, что пять наших муниципальных образований вошли в перечень моногородов — это плюс. В этих территориях реально существуют проблемы — они зависимы от одного производства. Но теперь федеральный центр обратил на них пристальное внимание, благодаря чему у моногородов появятся перспективы развития.

Возрастная категория материалов: 18+