Без права на родину
«Я — сын еврейки и корейца, родился 27 мая 1935 года в селении Стрелка Зейского района Амурской области. Мой отец Тян (Дан) Чун в период жестокой японской оккупации был вынужден бежать в Россию. Оказавшись в чужой стране, он стал работать на золотых приисках Амурской области, — пишет Яков Павлович Дан. — Мама работала на стройке, а после моего рождения стала домохозяйкой. В 1936 году у моих родителей родился еще один сын — Дан Лева, который, со слов моей мамы, умер в годовалом возрасте».
Когда нагрянул 1937 год, интернациональная семья попала в сталинскую мясорубку, которая не жалела ни своих ни чужих. «В этом году советская власть организовала страшный геноцид корейского народа. Нашу семью (мне тогда было чуть больше двух лет) без суда и следствия признали преступниками и запретили проживать на дальневосточной земле. Вина моего отца заключалась в том, что он был чистокровным корейцем, моя — в том, что я был полукорейцем, а мама оказалась преступницей из-за того, что вышла замуж за корейца и родила от него сына.
Советская власть конфисковала у моих родителей все, что было нажито с таким трудом — жилье, нехитрое имущество, одежду. Депортация была столь стремительной, что родители не смогли даже получить документы. Судьба забросила нас в Ташкентскую область. Отец был вынужден пойти в колхоз, работал без отдыха за «трудодни». Позже за долгие годы рабства отец так и не получил пенсии, маме повезло больше — она получала 12 рублей», — описал нелегкую жизнь на чужбине Яков Павлович.
Пенсионер уверен, что даже после семи десятков лет, прошедших с того времени, сталинская ссылка для него еще продолжается. Поэтому требует возместить незаконно отобранное право на родину.
«Наказание с нашей семьи, как и с других репрессированных корейцев, так и не снято — мои родители вынуждены были жить не там, где хотели. Я не по своей вине продолжаю жить не на своей родине.
Прошу восстановить российское гражданство моим родителям, мне, моим детям и внукам (если они этого захотят). Перезахоронить родителей. Возместить моральный ущерб — три миллиарда долларов. Обязательно у нынешних руководителей возникнет возмущение моими дорогими требованиями, но они сопоставимы с тем горем, которое нам довелось пережить, — резонно заметил бывший амурчанин. — Прошу с ответом не тянуть, иначе это будет продолжением политики 1937 года».
В списках не значится
Информацию из письма 75-летнего пенсионера Якова Павловича Дана немедленно проверили сотрудники специального архива в Благовещенске.
— Мы запросили архивы Узбекистана, главный информационный центр в Москве, проверили наши архивы, — рассказала заместитель начальника отдела специальных фондов по реабилитации жертв политических репрессий УВД по Амурской области Наталья Виговская. — Никаких документальных сведений о том, что данная семья была выслана из Амурской области в Узбекистан по национальному признаку, нет.
Созвонившись с подобными отделами в Хабаровске и Приморье, специалисты выяснили, что корейцев, как и китайцев, действительно увозили с Дальнего Востока в Среднюю Азию.
— Корейцев и китайцев, которые пустили корни в Советском союзе, отселяли от границы, чтобы не допустить шпионажа с японцами. Но их не выселяли, а переселяли — вот в чем разница. Им давали деньги на дорогу, определенную сумму на обживание на новом месте, — пояснила Наталья Николаевна. — Поэтому в списке репрессированных они не значатся.
Оправдание судом
Однако у бывшего амурчанина есть все шансы стать законно реабилитированным и получать положенную пенсию.
— Мы посоветовали Якову Павловичу обратиться с исковым заявлением в суд, где он должен доказать факт выселения. Если он нам пришлет положительное решение суда, то на его основании мы его самого и его родителей реабилитируем, — разъяснили в отделе специальных фондов по реабилитации жертв политических репрессий УВД по Амурской области. — Вот только с компенсацией материального ущерба вопрос неясный — у нас не было подобных дел. Материальный ущерб за конфискованное имущество выплачивали, а моральный ущерб, да еще и такой солидный, никогда.
В тему
В сталинские годы с Дальнего Востока по национальному признаку были высланы тысячи немцев, калмыков, татар, ингушей, карачаевцев, чеченцев, крымских татар и др. Сколько из них пережили страшные годы — неизвестно.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии