И зачастую мальчишки выбирают местом своих детских забав крыши гаражей. К чему это может привести, корреспондентам «АП» рассказали горожане, ставшие свидетелями чрезвычайного происшествия в самом центре Благовещенска, в результате которого чуть было не погиб ребенок.
Куча мала
По скользкой тротуарной плитке идти было неудобно и к тому же не безопасно — то и дело разъезжались каблуки. Елена Мирошниченко решила пройти дворами.
— Я шла вдоль большого дома по Кузнечной — Ленина. Было около часу дня. В это время дети как раз идут из школы, — припомнила страшный понедельник Елена Мирошниченко. — Еще отметила для себя, что в этом дворе нет даже детской площадки, где бы можно было погулять с ребенком. Зато есть гаражи. Горстка мальчишек как раз устроила на покатой крыше кучу малу. Они веселились, громко кричали и толкали друг дружку. Вдруг прямо у меня на глазах один из мальчишек падает вниз на бетонное покрытие. Внутри все оборвалось... Мальчик не подавал признаков жизни, лицо было серо-зеленого цвета. Тут подбежали дети, стали его тормошить, поднимать. Я закричала, что этого делать нельзя, у ребенка может быть перелом позвоночника. Он сорвался с трехметровой высоты, сильно ударился головой и спиной. Не могу об этом даже говорить…
Как вызвать «скорую»?
Елена стала судорожно набирать по мобильнику 03 — недоступно. Она с ужасом поняла, что не знает, как по сотовому дозвониться в скорую помощь. Проходившие мимо люди тоже этого не знали. Хорошо, что рядом оказалась парикмахерская, где есть стационарный телефон. Время шло, ребенок без движения лежал на снегу, а «скорая» все не ехала. Хотя расстояние от первой поликлиники на Калинина до места ЧП не такое уж дальнее по городским меркам.
— Был как раз час пик, на дорогах пробки. Я два раза бегала в парикмахерскую, звонила в 03, просила, чтобы они поторопились, включили сигнализацию. Боялась, что мальчик застудит почки. Минуты тянулись как часы. За это время мы нашли в кармане штанишек сотовый, я попросила молодых парней, которые мне помогали, позвонить маме. Сама просто уже не могла разговаривать. Что меня больше всего поразило — это реакция детей. Я думала, что одноклассники будут подавлены случившимся, а они громко кричали, веселились, периодически пытаясь тормошить травмированного мальчика. Нам пришлось охранять его от его же сверстников.
Эта история заставила задуматься, насколько человеческая жизнь зависит от разных случайностей. А если бы рядом не оказалось взрослых или стационарного телефона… Страшно даже подумать.
«Детей надо водить в больницу на экскурсию»
Эдуард Хасаншин Заведующий отделением нейрохирургии областной больницы.
Возле «Амурской ярмарки» наблюдала картину: описав в воздухе тройной тулуп, с гримасой страха и стыда на лице миловидная дама шлепнулась на скользкую плитку по всем правилам фигурного катания. Слава богу, все закончилось благополучно, но так ведь бывает не всегда. Чаще при падениях удар приходится на область головы, конечностей и позвоночника. Травма может быть серьезной, а уж тем более если человек упал с большой высоты, как это случилось с благовещенским пятиклассником. Что делать, если вы стали свидетелем несчастного случая? Об этом разговор с заведующим отделением нейрохирургии Амурской областной клинической больницы Эдуардом Хасаншиным.
— Когда вы увидели лежащего на земле человека, и к тому же без сознания, сразу можно и не понять, в чем причина: то ли он подскользнулся, то ли это сердечная недостаточность или банальный обморок. К тому же во время падения он мог получить любую травму, — начал разговор Эдуард Хасаншин. — Если вы сами стали свидетелем того, что человек упал на спину, да еще с большой высоты, можно заподозрить перелом позвоночника, но при этом пострадавший мог еще и затылком удариться — у него возникла гематома, как, собственно, и произошло с 11-летним мальчиком. Словом, какую конкретно травму получил взрослый или ребенок, могут определить только специалисты в больнице. Поэтому задача людей, которые первыми пришли на помощь, — соблюдать общеврачебные и общечеловеческие принципы.
— Эдуард Минорович, что надо делать в первую очередь?
— Первое, что проверяем, это дыхание. Если его нет, то надо дышать рот в рот. Если дыхание нормальное, нет остановки, то желательно создать положение, при котором пострадавший не будет шевелиться и при этом сможет свободно дышать. Травма головного мозга часто сопровождается тошнотой, рвотой. Поэтому, чтобы человек не захлебнулся и язык у него не западал, голову осторожно поворачиваем чуть набок — лучше в правую сторону. Под левое плечо можно что-нибудь подложить — курточку, сумку, чтобы тело находилось полубоком.
— По словам очевидцев, ребятишки пытались поднять одноклассника, посадить его…
— Это неправильная тактика. И детям это должны объяснять в школе на уроках ОБЖ. И самое главное: у них должна быть настороженность. Упал человек (не важно, друг это или прохожий на улице) — первое, о чем надо подумать — о серьезности травмы. Школьников иногда надо водить в стационары, показывать им больных людей. Уверен: на воспитании детей скажется положительно, если они иногда будут оказывать в больницах волонтерскую помощь — убираться в палатах, общаться с пациентами. Дети увидят, что не все в жизни бывает в розовом цвете, будут лучше относиться к людям. И никогда не будут смеяться над человеком, который упал. Ведь у этого мальчика была очень серьезная ситуация. У него сотрясение мозга, образовалась гематома, ему сделали операцию. Сейчас опасность позади, ребенок выздоравливает, и мы этому рады.
— Как оказалось, никто из прохожих не знал, как с сотового позвонить на «скорую».
— Признаюсь честно, я тоже этого до разговора с вами не знал. Вчера опросил врачей и пациентов в нашей больнице. И никто, ни один человек (!) не ответил на вопрос: «Как вызвать с сотового скорую помощь?» Теперь все запомнили: 003. Думаю, каждый человек должен забить этот номер в свой мобильник.
Мнение психолога
Семья — зеркальное отражение души
Почему несчастный случай, произошедший с одноклассником, вызвал у мальчишек, по мнению очевидцев, неадекватную реакцию — смех, неуместные шутки? Дети все-таки не маленькие — как выяснили корреспонденты «АП», учатся они в 5-м классе. Что это было — психологическая реакция на испуг и незнание, как вести себя, когда с другом случилась беда, или банальное равнодушие? С комментарием «АП» обратилась к опытному психотерапевту и психологу Жанне Ермак.
— Ситуации, когда дети неадекватно реагируют на чужую боль, сплошь и рядом. Родителям нет смысла возмущаться, что их ребенок так не может поступить. Может, и легко делает! Нередко поступки наших детей для нас становятся откровением. Мой собственный ребенок, когда был второклашкой, оказался свидетелем драки. После уроков он вышел из школы и увидел, как большие мальчишки бьют его одноклассника.
Когда он мне рассказал об увиденном, я его спросила: «И что ты сделал?». «Побежал домой, — искренне ответил сын и заметил в оправдание: — Они ведь и меня могли побить». Я была просто шокирована его поступком. «Как же так, сынок?! — возразила, — ты ведь мог вернуться в школу и позвать на помощь охранника или сообщить учителю о том, что увидел». Сын ничего на это не сказал, но выводы для себя после моей оценки его поступка, надеюсь, сделал. Сделала их и я: находила разные способы, чтобы прививать детям такие черты, как ответственность за свои поступки и милосердие. По опыту работы знаю: ситуации, как вести себя, если ты сам или твой друг попал в беду, обсуждаются и на классных часах в школе, и на уроках ОБЖ. Но этого очень и очень мало. Самое главное — это все-таки семья, это то, что говорят и как поступают мама и папа. Порой родители думают, что их дети еще маленькие, многого не понимают, и ошибаются: дети все чувствуют и все впитывают. Семья — это зеркальное отражение души.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии