В план подготовки специальной клинической ординатуры по неврологии Томского государственного медицинского института, где я обучался два года, входило освоение нескольких разделов. В частности, затрагивались вопросы, связанные с изучением некоторых методик гипноза и внушения. После окончания таких ординатур, которых в Советском Союзе было совсем немного, предусматривалось направление врачей различных специальностей в страны Юго-Восточной Азии.
Однажды среди новых посетителей, представлявших международные организации, оказался и весьма словоохотливый, любознательный и подвижный молодой человек. Наши встречи каждый раз он сводил к обсуждению религиозных тематик, назойливо предлагая мне довольно красочные книги и журналы. Как я вскоре заметил, они были посвящены вопросам о дианетике и сайентологии.
Для лучшего понимания природы явной философической интоксикации, исходящей от молодого сайентолога, в поведении которого были некоторые психические отклонения (о чем я могу говорить как врач), я предложил ему в следующий раз продолжить беседу, в свободное от работы время. Заранее договорились о чайно-фруктовом вечернем меню. Каково же было мое удивление, когда на белом американском джипе с синими буквами ООН на белых его бортах вместе с моим знакомым сайентологом подъехали еще двое англоязычных молодых парней, галантных и сдержанных. Они работали в той же благотворительной миссии, откуда ко мне приезжал сайентологический проповедник.
Ящики со спиртовинной, по тем временам очень «буржуазной» продукцией: джин, бренди, виски быстро выносились из машины и складировались на ступеньках у моих ног. Сюда же в придачу были положены не виданные ранее колбасно-копченые изделия, два ящика баночного пива и блок сигарет высшего качества от «загнивающего капитализма». Вечерняя встреча скоро началась, и разговор шел не столько в сайентологическом плане, сколько о прелестях жизни в Европе, но особенно почему-то хорошо выглядела Англия. Выпив за приглашение «пожить в свободной Великобритании», я достаточно быстро понял, что техника обработки клиента как у сайентологов, так и у сотрудников спецслужб была довольно схожа — об этом много написано в различного рода литературе.
Железного занавеса уже давно нет. Но, вспоминая ту встречу, опираясь на свой опыт и полученную из различных источников информацию, могу сказать, что учение Л. Рона Хабборда соткано из бизнес-сетей и психотехнологий, нацеленных на ослабленных внешними обстоятельствами и личностными особенностями психики как обычных граждан, так и государственных служащих. Манипулировать психикой — значит влиять на поведение масс, это мы уже тоже наглядно видим, как на всем постсоветском пространстве, так и на примерах «цветных революций», а также и в избирательных кампаниях самого различного уровня.
Сайентологическое «учение», претендующее ни много ни мало на «жизненный источник знания о природе человека», подвергается серьезной критике и в США. Американский католик, прибывший в 1998 году вместе с супругой в город Благовещенск с гуманитарной миссией, на одной из встреч разговорился о социально значимых религиях. В этой беседе он напрочь отверг сайентологическую церковь, назвав ее в религиозном отношении несостоятельной.
Во время второй нашей встречи, которая состоялась в пригороде города Сиэтла в США, я имел неосторожность вновь спросить своего пожилого американского друга — а нет ли здесь поблизости сайентологической церкви. Лицо моего собеседника медленно покрылось красными пятнами, и он разразился достаточно бурной бранью «в адрес всех сумасшедших, хитрых, жадных и наглых торговцев, которые уклоняются от налогов, бесконечно судятся в арбитражных судах, защищая скрытые доходы от своих сайентологических предприятий, как в сфере услуг, так и в продаже различных товаров и психотехнологий».
Американская жадность и прагматичность поступков имеет мало общего с русским менталитетом. Сегодняшняя бизнес-формула «деньги — товар — деньги» стала привычной и на российских просторах. Некоторые российские горе-предприниматели, исходя из такого подхода, нередко превращают в товар как поддельную алкогольно-токсическую продукцию, так и другие вредные для человеческого здоровья продовольственные товары, табак, лекарства и даже детские игрушки. В сайентологическом же исполнении в качестве товара выступает человеческая душа, торговля которой находится в руках у опытных манипуляторов и дельцов-проходимцев. Можно уверенно полагать, что именно с такими людьми саентологами заключаются нередко договорные отношения по торговле теми или иными товарами.
Николай Приходько, директор Центра геополитических исследований АмГУ.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии