Банкротства ООО «Россия» не избежать, считают в областном правительстве.Банкротства ООО «Россия» не избежать, считают в областном правительстве.

Как минимум сомнительным называют договор Михаила Корнеева со «швейцарским» инвестором и многие эксперты. Не вызывает доверия ни личность миллиардера с благовещенскими корнями, ни сам документ. Засекреченность условий сделки порождает еще больше слухов, которые сводятся к одному: договор — это схема вывода активов фирмы через подставное лицо.

Видимо, не исключают такой вариант развития событий и правоохранительные органы, занимающиеся расследованием уголовного дела на Корнеева. Об этом красноречиво говорит попытка следователей наложить арест на торгово-развлекательный центр «Острова», под залог которого «Россия» должна получить миллиард рублей.

— Опасения правоохранительных органов можно понять, — комментирует «АП» эксперт по антикризисному арбитражному управлению, депутат гордумы Благовещенска Евгений Пасканный. — Ничего исключать нельзя, так же, как и утверждать бездоказательно. Но такой вариант возможен. Заключая договор под залог ТРЦ «Острова», руководство фирмы таким образом обременяет свой актив. И даже если будет введена процедура банкротства, этот актив, который, по идее, должен попасть в конкурсную массу, будет иметь особый статус залогового имущества. И залоговый кредитор приобретает ряд преимуществ перед остальными кредиторами. Его требования всегда будут удовлетворены в первоочередном порядке за счет реализации залогового имущества.

В сегодняшней ситуации вывести такой крупный актив, как торгово-развлекательный центр «Острова», с помощью простой продажи гендиректор «России», понятно, не может. Уголовное дело висит дамокловым мечом, и все шаги Михаила Корнеева под пристальным вниманием стражей закона.

— Поспешность, с которой «Россия» регистрирует договор, тоже может о многом говорить. Неспроста затягивается вопрос с введением процедуры банкротства. Есть о чем задуматься компетентным органам, тем более они обладают большей информацией, чем просто обыватели, как, например, вы или я, — продолжает Евгений Пасканный. — Таких схем, когда пытаются спасти имущество, великое множество. И та, о которой мы говорили, вполне «обкатанная» схема.

Под грифом «секретно»

Не добавляет оптимизма и доверия к Михаилу Корнееву выбранная им тактика, считает известный юрист Виталий Злочевский. Кстати, он представляет в арбитражном суде интересы одного из векселедержателей «России».

— Я считаю, на месте Корнеева было бы разумнее сделать эту сделку более прозрачной, вплоть до того, что разложить на столе документы и показать людям, на каких условиях планируется привлечь кредит, — говорит Виталий Злочевский. — А он напустил таинственности на сделку, и от этого еще больше слухов появляется, что не добавляет ему доверия. Сам договор я не видел, поэтому оценивать его не могу. Но вся эта ситуация вызывает большое сомнение. Приехал какой-то молодой человек, назвался директором какой-то фирмы, зарегистрированной не в России. При этом он не встречался со следователями, не был в суде по банкротству. Один миллиард рублей — сумма очень внушительная. Грубо говоря, любой бизнесмен даже 100 рублей не даст без залога, а если давать миллиард?

Эксперты, знакомые с договором, называют его «очень слабым документом с юридической точки зрения».

— Это типовой договор, который можно распечатать с любой правовой системы. Но это не договор, по которому инвестируют миллиард рублей, в нем нет конкретики. А между тем эта сумма громадная для нашего города, — прокомментировали «АП» на условиях анонимности.

Спасительная соломинка или обман?

Кредит в один миллиард рублей под 13 процентов годовых — вполне реальная сделка по финансовым меркам, считает эксперт банковской сферы. Другой вопрос, что в нашей области договоры инвестирования на такую кругленькую сумму подписываются нечасто.

— Не секрет, что процентные ставки сегодня падают, и крупным клиентам банки могут выдать кредит на таких условиях, — утверждает один из амурских банкиров. — Тем более что сейчас рынок иностранных заимствований оживился. Но у заемщика должно быть просто великолепное финансовое состояние, чтобы кредитор пошел на эту сделку с минимальными рисками для себя. Учитывая, в какой долговой яме находится «Россия», схема представляется более чем туманной. С одной стороны, это может быть спасительной соломинкой для фирмы Михаила Корнеева. Но нельзя исключать и другой вариант: по самому плохому сценарию, чем это может закончиться, — кредитор заберет объект, продаст и вернет свои деньги. «Острова» уйдут официально, а банкротить останется только дырку от бублика.

Арест сделку не сорвет

Как уже писала «АП», Благовещенский городской суд отказал следственному управлению СКП РФ по Амурской области в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на торгово-развлекательный центр «Острова». В настоящее время следователи готовятся обжаловать это решение. Между тем мерой пресечения в отношении Михаила Корнеева сегодня так и остается «обязательство явки». И ужесточать ее стражи закона пока не собираются.

— Нам важно не наказать Михаила Корнеева, а обеспечить права потерпевших. Мы «закроем» Корнеева — и кто выиграет? Останется только обанкротить фирму, — объясняет старший помощник руководителя СУ СКП РФ по Амурской области Алексей Лубинский. — В интересах потерпевших мы вышли с ходатайством в суд об аресте «Островов». Это никаким образом не может повлиять на сделку, тем более сорвать ее. Более того, арест торгового центра может стать дополнительной гарантией для инвестора, что объект никуда не уйдет. Арест может помешать только в том случае, если истинная цель предпринимателей — отчуждение имущества.

Правительство области и Корнеев: разные цели

Банкротства ООО «Россия» не избежать, считают в областном правительстве. Михаилу Корнееву неоднократно предлагались различные схемы выхода из кризиса, но ни одна не устроила предпринимателя. По мнению специалистов, все дело в том, что у сторон разные цели: для региональных властей в приоритете интересы дольщиков и вкладчиков, а Корнеев стремится любой ценой сохранить бизнес.

На прошедшей в обладминистрации встрече губернатор Олег Кожемяко предложил дольщикам создать товарищество собственников жилья в строящихся многоквартирных домах. Зарегистрированное товарищество будет оказывать организационную и правовую поддержку каждому дольщику в решении проблемных вопросов с ООО «Россия», а также сможет самостоятельно заняться достройкой жилья.

Кроме того, до введения процедуры банкротства дольщикам предложили обратиться в суд с исками к ООО «Россия» вернуть вложенные ими денежные средства. В этом случае у каждого участника строительства появилась бы возможность предъявить свои требования к фирме в качестве конкурсного кредитора. Конкурсный кредитор может самостоятельно выйти в суд с заявлением о признании «России» банкротом, чтобы удовлетворить свои требования за счет продажи активов в ходе конкурсного производства, а также может участвовать в деле о банкротстве.

— Вы должны объединить свои усилия и выставить требования к ООО «Россия», чтобы в случае признания фирмы банкротом стать активными участниками процесса, — сказал губернатор, обращаясь к инициативной группе.

Олег Кожемяко также отметил, что с целью координации усилий дольщиков и властей региона при правительстве образована комиссия, возглавляет которую министр экономического развития, промышленности и транспорта Марина Дедюшко.

Судный путь

— Всем пострадавшим от действий ООО «Россия» надо обязательно обращаться в суд в рамках гражданского производства, — считает Алексей Лубинский. — Чтобы на руках у граждан были судебные решения и исполнительные листы на взыскание денежных средств. Можно также подавать заявления в рамках уголовного дела. Мы будем работать параллельно.

Мнение

Нам удалось связаться с директором швейцарской компании Incorporated «Stroyigrad Co.» Дмитрием Жаровским, который готов вытащить «Россию» из долговой ямы. К крупному, но никому не известному инвестору у «АП» накопилось немало вопросов, на которые бизнесмен согласился ответить.

— Фирма Incorporated «Stroyigrad Co.» существует, и это — факт, — заявил Жаровский. — Все уставные документы, копии уставных документов, заверенные нотариально, лежат в юстиции. На регистрации в органах юстиции находится также договор инвестиций, и областная администрация, и правоохранительные органы могут сделать официальный запрос и познакомиться с ним. Почему я помогаю Корнееву? Я много лет жил в Амурской области, знаю Михаила Владимировича лет 8. Но главный аргумент — это планы на дальнейшее долгосрочное сотрудничество в сфере строительства.

Планы оптимистичные, однако сам инвестор не внушает доверия ни властям, ни правоохранительным органам, ни дольщикам. Дмитрий Жаровский родился в 1977 году в Благовещенске, в 1994-м окончил школу в Зее, в 1999-м ­— факультет энергетики АмГУ. В 2006 году он стал владельцем швейцарской компании с многомиллионным оборотом. На вопрос «АП», как это удалось парню из провинции, он искренне ответил: «Просто повезло в жизни».

По некоторым данным, Жаровский попал в поле зрения правоохранительных органов как лицо, неоднократно совершавшее сделки от своего имени в пользу третьих лиц.

Возрастная категория материалов: 18+