Увидеть отца спустя 48 лет
Эта история произошла практически в самом начале войны. Юную жительницу Ленинградской области Тамару Деревеницкую фашисты угнали в Германию. Там измученная тяжелой работой девушка встретила свою судьбу — молодого француза Жана. Война войной, но сердце не выбирает время для любви. Молодые люди влюбились друг в друга. Когда в 1945 году советская армия освободила девушку, она уже носила под сердцем ребенка.
— Советские власти не разрешили французу и советской гражданке остаться вместе. Он уехал во Францию, она — в Советский союз. Напоследок Жан попросил возлюбленную, если родится дочка, назвать ее Иоанной, — рассказала удивительную историю заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея Елена Коваленко. — Оказавшись на родине, Тамара перебралась подальше от центра и всевидящего ока НКВД — в далекую Амурскую область, в тихий Благовещенск. По воспоминаниям женщины, от советских лагерей ее спасло только то, что она никогда не вспоминала о своей любви и не говорила, что ее дочь наполовину француженка.
Иоанна смогла встретиться с отцом только в 1993 году. Пожилой мужчина был уже очень болен, практически не вставал с постели, но когда услышал, что из России приехала его дочь, не смог сдержать слез. Трогательные сцены встречи отца-француза и дочери-амурчанки запечатлены на фотографиях, которые сейчас хранятся в музее.
Окровавленное знамя
Все вещи, представленные на выставке, по-своему уникальны. Есть здесь фотография Алевтины Марковны Мельниковой — первой амурчанки, узнавшей о страшной войне. Именно она приняла телефонограмму о том, что фашистские захватчики вероломно напали на нашу Родину. Тут же — юношеский дневник известного амурского журналиста Леонида Козлова. Запись от 22 июня 1941 года: «Как гром среди ясного неба поразило нас известие о коварном налете фашистских варваров на нашу Родину. Гневом наполнились наши сердца, в кулаки сжались наши руки, когда мы слушали по радио выступление товарища Молотова. Да, враг будет разбит, победа будет за народом!».
— Пожалуй, один из самых ценных экспонатов — боевое красное знамя с запекшимися каплями крови, — продолжила экскурсию Елена Коваленко. — На стяге написано: «137-й гвардейский тяжелый танково-самоходный кировоградский амурский дважды краснознаменный ордена Кутузова полк». Последний командир этого полка жил после войны в Благовещенске, он и передал нам этот бесценный экспонат. Знамя было найдено в искореженной самоходке, которую привезли на переплавку на один из уральских заводов. Испачканный кровью флаг неизвестный красноармеец бережно завернул в промасленную бумагу и тщательно спрятал.
Хранится в музее и отлитая в бронзе телеграмма от Иосифа Виссарионовича Сталина: «Трудящимся города Благовещенска-на-Амуре, собравшим 5 миллионов 956 рублей на строительство самолетов и танков». Бронзовая доска долгое время висела на здании гастронома, где находился в свое время горком партии.
— Уникальна почти каждая вещь в экспозиции, но особый трепет испытываешь, когда берешь в руки пожелтевшие солдатские треугольники, ведь в каждом письме человеческая судьба, — уверена работник музея. — Послания — разные по содержанию, обязательно вымаранные цензурой, но в каждом есть слова о любви — к Родине, к женщине. В одном из писем боец-амурчанин признался в любви словами из песни, которая особо полюбилась советским солдатам:
«Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…»
Многие интересные вещи времен вой-ны были найдены почти случайно. Так получилось и с маскировочным халатом пехотинца. Халат 1943 года выпуска в великолепном состоянии отыскали в Астрахановке — на складах в бригаде сторожевых кораблей. Уникальный белоснежный костюм со специальными варежками с двумя пальцами — большим и указательным, чтобы было удобно стрелять, — попали в музей.
Война в карандаше
Зал с большим количеством рисунков военных амурских художников Бориса Горлача и Анатолия Яр-Кравченко открылся впервые.
— К нам приезжали художники из Санкт-Петербурга. посмотрев представленные в этом зале работы, они сказали, что мы даже не представляем, какой ценностью обладаем, — улыбнулась заведующая. — А мы представляем. но для нас эти рисунки — прежде всего духовная ценность. На них запечатлены лица людей, которые воевали, сцены настоящих боев. Это лучше всяких фотографий. Посмотрите, какие у наших бойцов хорошие и просветленные лица…
В таком количестве карандашные рисунки Бориса Горлача и Анатолия Яр-Кравченко еще никогда не выставлялись. Как рассказали сотрудники музея, эти работы нельзя часто и долго показывать — карандаш быстро выцветает, даже несмотря на специальный затемненный зал и пластиковую защиту.
Прикоснитесь к истории
Уникальная военная выставка в Амурском областном музее будет работать до сентября. Стоимость входного билета — от 30 до 50 рублей.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии