В чем преимущества и недостатки реформы, нашему корреспонденту рассказали ее непосредственные участники.
Власть по новой схеме
В 2000 году депутаты районного Совета решили отказаться от прямых выборов главы Тындинского района. Действующее законодательство предлагает два варианта избрания высшего должностного лица в муниципальном образовании. Самый распространенный — всенародные выборы, когда за того или иного кандидата голосует все население, имеющее такое право. Сегодня по такой схеме выбирают глав практически во всех городах и районах Приамурья.
Однако в Тындинском районе пошли, с одной стороны, по более простому, а с другой — по весьма необычному для современной России пути. Сначала перешли на принципиально новую систему выборов депутатов районного Совета. Теперь в его составе 40 человек: 20 — главы поселков, еще 20 — представители сельсоветов. Из состава депутатского корпуса избирается председатель Совета, который одновременно является главой района. Все это предусмотрено ФЗ-131 о местном самоуправлении.
— Так мы добились высокого профессионального уровня Совета. Раньше главы администраций поселков озвучивали проблемы, пытались их решить, но не имели права голоса в районном Совете. Теперь они полноправные участники законодательного процесса, — подчеркивает глава Тындинского района — председатель Тындинского совета народных депутатов Тамара Лысакова. — Нужно отметить, что в Совете представлены и железнодорожники, и врачи, и учителя, и золотодобытчики. Это очень важно, чтобы были специалисты в разных областях. Так мы можем принимать объективные решения, которые касаются и производства, и социальной сферы.
С введением новой системы выборов депутатов было принято решение отказаться и от привычной схемы выборов мэра района. Сейчас глава администрации выбирается по конкурсу. В конкурсную комиссию входят 9 человек, среди которых представители правительства области, градообразующих организаций района и депутаты. Они выбирают будущего мэра на основе документов об образовании, опыте работы, и самое главное — на основе концепции развития района. С победителем подписывает контракт глава района — председатель райсовета. Таким образом глава по конкурсу, или так называемый сити-менеджер, возглавляет администрацию района до очередных выборов в райсовет.
По мнению народных избранников, система сити-менеджмента исключает возможность прихода к власти человека, который далек от проблем территории, но при этом он провел шумную предвыборную кампанию и победил на выборах. Не секрет, что зачастую решающую роль в борьбе за тот или иной пост играют не деловые качества, а финансовые возможности кандидата. Поэтому в Тындинском районе совсем незнакомы с грязными предвыборными технологиями и таким понятием, как «черный пиар».
Двойка мэру
Светлана Сиразова уже 19 лет возглавляет поселок Олекма. Именно она вместе с депутатами сельсовета вышла с инициативой изменить систему выборов руководителей района. В 2008 году Светлана Николаевна входила в конкурсную комиссию, когда мэром Тындинского района был выбран Виктор Крепких.
— Конечно, всегда хочется выбрать достойного менеджера, который бы владел ситуацией в районе, был инициативен, отстаивал интересы поселений, — отмечает Светлана Сиразова. — Но в 2008 году мы столкнулись с проблемой, когда выбора не было. В конкурсе, например, участвовала директор обувного магазина в Тынде, но разве она знает, что творится в нашей Олекме или Уркане?! Я думаю, что нет. Поэтому тогда было принято решение назначить мэром Виктора Крепких, который до этого работал первым заместителем главы администрации района. Но уже тогда, выслушав доклад Виктора Кузьмича, я не увидела сильных сторон этого руководителя. Через год мои опасения подтвердились — выбранный конкурсной комиссией мэр не справлялся с возложенными на него обязанностями.
Глава Тындинского района Тамара Лысакова даже спустя год с сожалением рассказывает, что тогда они просчитались с выбором главы администрации. Ведь из-за этого пострадали рядовые жители поселков.
— Все началось с того, что было сорвано начало отопительного сезона. Район плохо подготовился к зиме, в итоге в самые холода возникли проблемы с отоплением в Маревом, Восточном, Соловьевске, — рассказывает Тамара Лысакова. — Глав поселков, которые одновременно являются депутатами, не устроило и то, что Виктор Кузьмич не приезжал на места и не решал проблемы, хотя в этом была необходимость. Последней каплей стал отчет на сессии: депутаты хотели услышать конструктивный анализ деятельности за год, а в результате был пересказан паспорт Тындинского района. Когда Виктор Крепких узнал, что 23 народных избранника признали отчет неудовлетворительным, то написал заявление об увольнении.
Удачный тандем
Как подчеркивает Тамара Лысакова, в Тындинском районе было довольно проблематично найти достойного кандидата на должность мэра. Это связано вовсе не с отсутствием кадров на севере области — грамотные управленцы работают на железной дороге, в золотодобывающих предприятиях, нефтяной отрасли, поэтому перейти на работу в районную администрацию мало кто захочет. Главная причина — небольшая по сравнению с производством заработная плата чиновника. Как правило, она отличается в разы, при этом ответственности у мэра района, равного по площади среднему европейскому государству, гораздо больше.
В прошлом году перед районными депутатами тоже встал вопрос, с кем заключить новый контракт. Было несколько предложений, но все они шли вразрез с интересами района, поэтому Тамара Лысакова вышла на экс-руководителя Мазановского района, заместителя начальника управления по внутренней политике правительства Амурской области Геннадия Щербину с предложением стать сити-менеджером Тындинского района. Эта кандидатура устроила и депутатов районного Совета, и членов конкурсной комиссии. В итоге он прошел конкурс и возглавил администрацию территории.
— Я думаю, что у нас получился удачный тандем двух ветвей власти. Главой администрации стал опытный руководитель, которому знакомы все проблемы районной власти, отсюда и результаты. Совместно с Геннадием Щербиной мы смогли начать решать многие наболевшие вопросы, в первую очередь это модернизация системы теплоснабжения Соловьевска, Первомайского, Восточного, — говорит Тамара Лысакова.
Довольны работой властей и главы поселков — депутаты райсовета.
— По старой системе население выбрало мэра района, и четыре года такой глава может спокойно жить. Теперь же мэр вынужден работать каждый день, потому что он прекрасно знает, что в любой момент, если он будет работать спустя рукава, с ним могут расторгнуть контракт, — объясняет Нина Рязанова, глава администрации Соловьевска. — Лично я за систему назначения исполнительной власти и, соответственно, жесткий спрос по вертикали. С главы поселка спрашивает руководитель района, а с него, в свою очередь, губернатор. Демократия — это, конечно, хороший институт, но в наших условиях она не всегда уместна.
— На мой взгляд, сегодня альтернативы этой системе у нас в районе нет, потому что она уже показала свои преимущества, — уверена глава Олекмы Светлана Сиразова.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии