Сегодня бронекатер переживает второе рождение. Фото: Андрей ОглезневСегодня бронекатер переживает второе рождение. Фото: Андрей Оглезнев

Самый узнаваемый символ пограничного Благовещенска — бронекатер на набережной Амура. Сегодня он переживает второе рождение, а его соратники по оружию вспоминают историю боевой дружбы.

Побег из рабства

Они часто встречаются. Подолгу молчат и с волнением смотрят на воды Амура. Два ветерана познакомились в 1967 году, хотя могли пересечься еще в объятой войной Европе. Оба участвовали в ее освобождении. Один по суше, другой — по воде. Сегодня первый убелен сединой, второй — ржавчиной. Однажды Иван Максимович Сердюк привел бронекатер, словно за руку, в Благовещенск. Душа болела у обоих: старому кораблю грозило забвение и как наиболее вероятный вариант — списание в утиль. Право на жизнь бронекатера отстаивалось несколько лет. Его спасли богатая боевая история и усилия соратников по оружию. Ведь они, как никто другой, понимают все ужасы перенесенных испытаний. Забыть это невозможно.

…Немцы появились в Талалаевке 16 сентября 1941 года. Вошли тихо, без пафоса, и сразу приступили к поиску коммунистов, евреев, партизан. На тот момент значительная часть Черниговщины уже была под оккупационной пятой армией вермахта.

— Детей в семье было четверо, я старший, — вспоминает опаленное войной детство Иван Максимович Сердюк. — Только 7-й класс успел окончить. Бежать было некуда. Приходилось ждать решения своей судьбы. Помню, как в центре села расстреливали всех, не внушающих доверия новым властям. Трупы сваливали в воронку, оставшуюся от разрыва авиабомбы. Рядом людей вешали. Причем, как я сейчас понимаю, главную роль в этих репрессиях играли наши. Очень много людей моментально перешли на сторону врага. Кого не убили, отправляли на работу в Германию. Мои дяди, тети, другие родственники там пропали.

Иван Сердюк едва избежал рабской участи. Его с товарищами тоже пытались угнать работать за границу. Мальчишки сбежали на одной из перевалочных станций.

— Власовщина процветала, нас охраняли какие-то азиаты из оккупированных советских республик. На рукавах соответствующие нашивки, в руках — оружие. Когда нас вели в телячий вагон, этот воин отвлекся, и мы с пацанами бросились врассыпную. Был бы немец, возможно, все закончилось бы нашей гибелью, а этот даже стрелять не стал. Я потом до самого освобождения Талалаевки по углам в родном доме прятался.

Ровно через два года после прихода немцев Иван надел красноармейскую форму. В 43-м родное село перешло в руки красноармейцев. Сердюк потопал с ними дальше на запад. Добровольцем. Служил пулеметчиком, а чуть позже и артиллерийским разведчиком. Бил врага на Украинском, Карельском, Белорусском фронтах. В 47-м оказался на Дальнем Востоке. Здесь и остался на сверхсрочную службу.

Память на буксире

Знаковая встреча случилась в Благовещенске. В середине 60-х противоречия между Советским Союзом и Китаем начали достигать точки кипения. Началось усиление государственной границы. Сердюк отвечал за снабжение кораблей боеприпасами, минами, вооружением и хорошо помнит каждого своего подопечного.

— Бортовой номер нашего бронекатера — 905. До поступления в Благовещенск он служил в Дунайской флотилии. Их сразу несколько пришло, и на это были свои причины. Подобные корабли называли танками на воде, — описывает «сослуживца» Иван Сердюк. — На палубе установлены танковая башня, пулеметы, некоторые образцы были оснащены реактивными установками залпового огня или «катюшами». Когда узнали подноготную этих бронекатеров, прямо гордостью прониклись. 905-й бил немцев на Дунае, освобождал Европу в те же годы, что и мы — участники Великой Отечественной. Он буквально до Берлина дошел. Помню пробоины на этих кораблях. Думаю, что именно их появление остудило воинственный пыл китайских военных. Корабли курсировали от Джалинды до самого Хабаровска, порой останавливаясь для ведения наблюдения и патрульной службы.

БК-905 служил на границе вплоть до 1977 года. Затем ушел на «гражданку» — в свободненскую школу юных моряков. Мальчишки обучались азам морского дела, и они каждый год приходили на бронекатере в Благовещенск, приветствовать старшее поколение. Сердюк с сослуживцами встречал бронированного «сослуживца» как родного. А еще через 10 лет 905-й ушел на заслуженный отдых.

— Меня с командой других моряков отрядили буксировать бронекатер из Свободного в Благовещенск. Это был настоящий буксир памяти, — тихо шепчет собеседник. — Привезли мы его сюда, а душа болела. Он ведь такой же, как мы, фронтовик. Два года его судьба была в подвешенном состоянии. Вся наша часть переживала. Наконец в 1989-м поступило указание сохранить старые бронекатера в качестве памятников. Один сейчас стоит в Хабаровске, второй в московском музее военно-морского флота, третий — наш 905-й украшает набережную Благовещенска. Ровно 20 лет назад, 9 мая 1990 года, состоялось его открытие. Причем эскиз памятника делал наш сослуживец Коротцов. А известный амурский журналист и тоже ветеран флота Виталий Толстенко провел исследования по истории бронекатеров на Амуре.

В настоящее время самый известный благовещенский корабль зарегистрирован в уникальным справочнике «Международный регистр исторических кораблей». Документ был составлен и издан в 1999 году в Англии.

— В 90-х годах гуляли по городу идеи о целесообразности таких памятников. Даже высказывались предложения пустить бронекатер на металлолом. Спасибо местным журналистам — подняли тему, я сам и многие мои товарищи тоже статьи писали в защиту бронекатера, — продолжает ветеран. — Я ведь после увольнения в запас несколько лет работал в организации по адресу: Святителя Иннокентия, 1. Он прямо под моим окном находился, каждый рабочий день начинался с его осмотра. В периоды борьбы за живучесть корабля память вырывала из прошлого самые страшные картины войны. У нас в Талалаевке немцы людей в деревянную школу согнали и подожгли. Вот такие ассоциации возникали. Не можем мы его бросить на произвол судьбы. Это наша история, часть государственной границы.

Большому катеру — большой ремонт

За более чем 20-летнюю историю корабля-памятника он основательно проржавел как внутри, так и снаружи. Местами это могло повлечь разрушение корпуса. Как уже писала АП, в июне бронекатер встал на большой ремонт, и сегодня он переживает второе рождение. Как отмечают в управлении культуры Благовещенска, в ходе работ предстоит укрепить корпус, кое-где заменить стальную обшивку и внутренние перегородки, почистить и освежить краской. Все люки планируется закрыть наглухо, во избежание попадания внутрь воды. Помимо самого корабля, обновление предстоит и его постаменту. БК-905 оказался в числе 157 амурских памятников периода Великой Отечественной войны, которые будут ремонтироваться за счет областного, городских и районных бюджетов. Ремонтные мероприятия проходят в рамках 65-летия Победы. Общий объем финансирования — 20,3 миллиона рублей.

Танк на воде

Из исследований Виталия Толстенко

Бронекатер с бортовым номером 905 создан в 1943 году в Астрахани. Подобных ему были десятки, которые начинали свой боевой путь на Волге, Днепре, Дону, Дунае, Шпрее, на Ладожском и Чудском озерах, Азовском море. В скорости с бронекатерами ни один из боевых кораблей не мог сравниться. Это был словно «танк на воде» — такой же скоростной, маневренный, а его пушка могла поразить любую цель.

В войне с империалистической Японией в состав Краснознаменной Амурской флотилии, кроме мониторов и канлодок, участвовали 52 бронекатера. Совместно с судами Верхнеамурского пароходства было переправлено 22845 человек, 1574 лошади, 847 повозок, 1459 автомашин, 161 танк, 116 бронемашин, 429 орудий и минометов, свыше четырех тысяч тонн грузов.

Именно здесь, на месте переправы в Благовещенске, занял свое почетное место корабль-памятник. На табличке надпись: «В память о форсировании реки Амур частями 396-й Хинганской стрелковой дивизии в августе 1945 года. Участники встречи однополчан дивизии, сентябрь 1990 г.». Эта дата открытия памятника. Бронекатер N 905 прошел с боями по Днепру, Дунаю, Одеру, Шпрее, громя фашистов. Когда на границе с Китаем в 1966 году складывалась тревожная обстановка, возникла необходимость послать группу бронекатеров на Амур. В их числе был наш БК-905. Пройдя боевой путь с запада на Амур, он заслужил право стать кораблем-памятником.

Возрастная категория материалов: 18+