Работа российских пунктов пропуска далека от совершенства.Работа российских пунктов пропуска далека от совершенства.

Почему на той стороне элементарно больше квадратных метров, есть удобные пандусы для чемоданов на колесиках и гораздо меньше толчеи?

В конце прошлой недели на те же самые, волнующие обывателей вопросы попытались ответить участники международного «круглого стола» под председательством руководителя Дальневосточного территориального управления Росграницы Виктора Елютина.

На российской границе более 400 пунктов пропуска — такого количества нет ни в одной стране мира. К примеру, в США их 320, в КНР — порядка 300. Неудивительно, что половина из этих четырех сотен российских пунктов не обустроена, а часть — закрыта. Когда Росграница получила во владение все это хозяйство, сразу встал вопрос: как его цивилизованно обустроить. Первое, что сделали, — обратились к международному опыту. И сразу выяснилось: здесь мы ощутимо отстали от наших соседей.

Рабочая группа под руководством Александра Осауленко, председателя общественного совета при Дальневосточном управлении Росграницы, изучила опыт КНР, Кореи и Японии и пришла к выводу, что в большинстве своем отечественные дальневосточные пункты пропуска напоминают временные сооружения, не соответствующие своему назначению. У наших соседей есть достаточные площади для ожидания пассажиров, пункты питания, дьюти-фри. Временные замеры показали, что пограничный контроль в КНР занимает 10—20 секунд на человека, а на российской стороне — около трех минут, хотя это и не превышает наш регламент.

— Значит, надо пересмотреть регламенты и приблизить их к международным нормам, — считает Александр Осауленко. — И устранить причины временных потерь: оснастить пункты пропуска современным высокотехнологичным оборудованием, которое позволило бы снизить нагрузку на контролера и сократить время проверки пассажиров, развить инфраструктуру.

Сегодня на границе работают 6 контролирующих органов: пограничники, таможенники, представители фитосанитарного, ветеринарного, транспортного и санитарно-карантинного контроля. Не исключено, что в чем-то они дублируют друг друга.

— В будущем количество контролеров должно уменьшиться, что позволит сократить время прохождения границы, — заметил руководитель Дальневосточного территориального управления Росграницы Виктор Елютин. — Деятельность пунктов пропуска на российско-китайской границе должна быть синхронизирована, чтобы она начиналась и заканчивалась в одно и то же время, продолжалась без перерыва на обед. Совместно с китайскими коллегами мы решим эти вопросы, чтобы грузы, пересекающие государственную границу, не простаивали, а граждане обоих государств чувствовали себя комфортно.

Как выяснилось, у российской стороны накопилось немало претензий к работе китайских пунктов пропуска. По мнению замминистра внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка области Ольги Лиштаевой, есть проблемы, которые китайская сторона не решает годами. У правительства области большую озабоченность вызывает зимняя навигация — не выполняются условия протоколов движения по ледовой переправе, транспорт на территорию России прибывает неритмично. Причем китайская сторона сначала стремится пропустить свои машины, а оформление российского транспорта начинает лишь во второй половине дня, а то и вечером, причем партиями. Что создает опасность на ледовой дороге в темное время суток.

— Китайские грузоотправители в сопроводительных документах указывают не все сведения либо указывают недостоверные сведения. Это приводит к задержке оформления грузов, — считает Ольга Лиштаева. — Негабаритные грузы везут в не приспособленном для их перевозки транспорте. Надо перейти на международные стандарты грузоперевозок, использовать контейнерные перевозки. Наша рекомендация, чтобы пункт пропуска в Хэйхэ работал без перерыва на обед, тоже многие годы остается без внимания.

Китайцы же в свою очередь настаивали на скорейшем открытии бездействующих пунктов пропуска Ушаково — Хума и Джалинда — Мохэ. Руководство уезда Мохэ расписывало прелести своего пункта пропуска — метражи складов и прилегающих территорий. Обидно иметь такой потенциал и не пользоваться им из-за бездействия пункта пропуска в Джалинде. Более того, власти Мохэ хотели бы развить туризм для жителей северных районов Приамурья и Якутии, построить у себя гостиницы и инфраструктуру. В Мохэ есть гражданский аэропорт, из которого можно лететь в любой город Китая, что дешевле и быстрее для северных туристов, чем из Благовещенска.

Чжан Сивэнь, замначальника уезда Хума, граничащего с Шимановским районом, эмоционально расписывал убытки, которые несет уезд из-за бездействия пункта пропуска в Ушакове. Поставки полезных ископаемых и древесины, а также обмен туристами, по его мнению, могли бы поднять экономику Хумы на небывалые высоты. Правительство уезда Хума даже высказало готовность дать кредит российской стороне на обустройство и открытие пункта пропуска в Ушакове. Прибыль от работы будет такова, уверены китайцы, что российская сторона этот кредит очень быстро погасит.

Мнение

Николай Савельев

Зампред правительства Амурской области:

— Регионы восточной части России, в частности Амурская область, в последние годы активно развивают торгово-экономические связи с Китаем. За это время накоплен значительный опыт взаимодействия между государствами, запущено большое количество совместных проектов. Однако, по мнению обеих сторон, потенциал совместного сотрудничества используется недостаточно эффективно. Одна из причин — недостатки в работе приграничных пунктов пропуска. Их пропускная способность не отвечает потребностям сегодняшнего дня. Поэтому одна из основных задач взаимодействия государств-соседей — совершенствование инфраструктуры пунктов пропуска и обеспечение непрерывного перемещения пассажиров и грузов через границу.

Возрастная категория материалов: 18+