Карточный долг
Все беды свободненской семьи, попавшей по воле судьбы в кредитный капкан и потянувшей за собой других сердобольных людей, начались с карточного долга.
— 63-летняя женщина и ее 26-летний сын изначально оформляли кредиты на себя. Но так как расплачиваться с банками было нечем, стали просить своих знакомых и родственников, чтобы те помогли им, — рассказала предысторию следователь по особо важным делам следственной части следственного управления при УВД по Амурской области Ольга Ачина. — Деньги были нужны для того, чтобы расплатиться с карточными долгами дочери, которые составляли примерно 500 тысяч рублей. Девушка пожаловалась матери и брату, что в ее адрес поступают угрозы и требования отдать проигранное. Ради нее родные стали брать кредиты один за другим, а потом пошли на финансовые аферы. Деньги занимали для того, чтобы частично расплатиться с уже имеющимися кредитами.
Ольга и Виктор Кравченко (имена и фамилия в интересах следствия изменены) одним говорили, что деньги требуются для ремонта квартиры, другим — для покупки машины или поднятия бизнеса. А кто-то вообще не интересовался, для чего он берет по просьбе малознакомых людей кредит. Главное, что обещали своевременно гасить кредит, а сверху — финансовый куш. «Денег дали, а там пусть уже тратят, на что хотят», — рассуждали про себя некоторые свободненцы в предвкушении выпивки. Радость от нежданно свалившейся денежной суммы, на которую можно хорошо гульнуть, и мысли о водке затмили разум.
Одна из заемщиц, мать троих детей, хотела на вырученные деньги купить детям новые игрушки и что-нибудь из одежды. Теперь женщина умывается слезами от горя и не знает, как ей дальше жить. Многодетной маме приходится отдавать все детские, чтобы частично погасить несколько кредитов, которые она взяла для Ольги Петровны.
Финансовая западня
В первое время женщина действительно расплачивалась по кредитам — теми деньгами, которые взяли для нее родственники и друзья. Но долговой узел затягивался. И она стала искать доверчивых горожан, кто бы за вознаграждение согласился пойти за деньгами в банк. Так же и сын. Людям полагалось вознаграждение от 5 до 10 тысяч рублей в зависимости от суммы кредита.
Заработная плата у большинства заемщиков не намного превышала прожиточный минимум. Среди кредитных жертв уборщицы, мойщицы посуды, почтальоны…
Были и такие, кто нигде не работает. И несколько тысяч за кредитную услугу казались им запредельной суммой. Легкие деньги заманили в финансовую западню. Обещанного вознаграждения никто не увидел.
Были и сердобольные люди, кто искренне хотел помочь попавшей в беду семье. Не ради вознаграждения. Они тоже верили, что деньги им вернут. В итоге все остались ни с чем.
Десятки пострадавших
По данным милиции, жертвами мошенников в период с 2005 по 2009 год стали 77 человек в возрасте от 25 до 60 лет. Больше половины обманутых — представительницы слабого пола. Возможно, потому, что женщины более сентиментальны и им жалко было «бедную пенсионерку». И на риск, беря для чужих людей кредит, они шли ради своей семьи. Как установило следствие, некоторые заемщики были в сложной жизненной ситуации: не на что было обустроить дом, лечить, кормить, одевать детей. Сейчас обманутым мошенниками людям приходится еще не слаще. Они общаются с приставами, ходят по судам. Им приходится урезать и без того скудный семейный достаток, чтобы погашать взятый кредит.
Для семьи Кравченко жителями Свободного было взято почти сто (!) кредитов. Некоторые доверчивые люди ради мошенников занимали в банке деньги по два, а то и три раза. Теперь их жизнь на долгие годы «отравили» огромные банковские проценты. Суммы кредитов составляли от 30 до 150 тысяч рублей.
Схема обмана
Самих мать и сына Кравченко тоже можно пожалеть. Женщина подрабатывала сторожем, а у сына была инвалидность с самого детства. Денег в этой семье всегда не хватало. Но бедность — не повод для обмана других, тех, кому тоже живется несладко.
— Вначале аферами занималась Ольга Петровна — общалась с будущими заемщиками, делала поддельные справки, в которых завышалась заработная плата. Стали подделывать и печати организаций. Чтобы вызвать доверие у некоторых заемщиков, женщина иногда сообщала вымышленное место работы, — описала схему обмана следователь по особо важным делам Ачина. — Сын лишь выполнял поручения матери. Но вскоре он и сам активно включился в незаконную деятельность. Свыше 4 миллионов кредитных рублей было взято потерпевшими для Ольги К. и более 500 тысяч — для ее сына. Еще миллион 200 тысяч они получили, орудуя вместе.
Вся документация была обнаружена при обыске жилья подозреваемой. Благодаря тому что женщина бережно хранила все документы, удалось установить и тех потерпевших, которые не изъявили желания подать в милицию заявление.
— Если взят один или два кредита, то сложно доказать вину человека, — пояснила следователь. — Но в данной ситуации не было сомнений в том, кто именно являлся виновником. Так как мошенница обманула не одного и не двух человек, свидетелей было предостаточно. Но больше всего в этом деле меня удивила наивность потерпевших. Казалось бы, взрослые люди, а так искренне верили в то, что их деньги вернут! Даже мысли не допускали, что кто-то еще, кроме них, мог взять для этой семьи кредит. И обратились обманутые люди в милицию только после того, как банки стали требовать с них деньги для выплаты кредита.
Для того чтобы выяснить все обстоятельства этого дела, взять показания у обвиняемых, потерпевших и свидетелей, благовещенским и свободненским милиционерам потребовалось 11 месяцев усердной работы. Из-за преклонного возраста под стражу женщину не заключили. И они вместе с сыном находятся под домашним арестом.
В настоящее время обвинительное заключение подписано прокурором, дело направлено в суд.
По расчетам специалистов, женщине-пенсионерке, для того чтобы расплатиться со всеми взятыми кредитами, потребуется свыше 100 лет, даже если она будет продолжать подрабатывать сторожем. А ее неработающему сыну не хватило бы и всей жизни, чтобы вернуть долги.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии