Остров Петрова входит в заповедную зону. Остров Петрова входит в заповедную зону.

Этот уголок природы известен в мире, прежде всего, охраной амурского тигра. В середине августа в Лазовском заповеднике проходил семинар экологической журналистики, на котором побывал корреспондент АП.

Самым интересным в заповеднике, пожалуй, оказалось то, что тигры живут совсем рядом с людьми. По крайней мере, фотоловушка, мимо которой ведет экологическая тропа в бухту Песчаную, за минувшее лето четыре раза зафиксировала изображение тигра. На этой территории прибор фотофиксации установили в мае, а в начале августа сняли флешку, посмотрели кадры и очень удивились.

— С мая у нас здесь четыре тигра сфотографировалось, — рассказывает сотрудник заповедника Ольга Дегтяренко. — Сейчас еще не определили — это был один и тот же зверь или разные особи. Возможно, что и разные — плотность хищников здесь достаточно высокая, и, как правило, на охотничьем участке самца есть несколько самок.

В бухте Песчаной журналистов подвели к сопке, где постоянно живет тигрица. На одной из смотровых площадок сотрудники заповедника часто видели следы самки хозяина тайги с двумя тигрятами — там было их постоянное место засады. С этой сопки к морю спускаются олени посолонцеваться — им нужны минералы, они едят морскую капусту, лижут камни. А тигрица перегораживала им возвращение, чтобы научить тигрят необходимым навыкам охоты.

Фотоловушка реагирует на движение и звук. Подул ветер, зашелестела трава — появился снимок. Любопытный олень ткнулся носом в камеру, прошли мимо туристы. Часто ловушка фиксирует иных «друзей леса» — браконьеров, сборщиков женьшеня и других даров природы. Иногда случаются и неожиданные открытия.

— Благодаря этой ловушке мы знаем, что у нас здесь есть не только олени и енотовидные собаки, барсуки, лисы, гималайские медведи, но и харза, — продолжает Ольга Дегтяренко. — Этот зверек — большая редкость для побережья. Харза — высокогорный житель, почему она пришла к нам — загадка для ученых.

Всего в Лазовском заповеднике обитают порядка 60 видов млекопитающих и 350 видов птиц. Такое разнообразие притягивает к границам охраняемой территории охотников. За прошлый год здесь к административной ответственности привлекли 31 нарушителя, к уголовной — троих.

— Это парадокс, — возмущается директор Лазовского заповедника Александр Лаптев. — Первый раз браконьеру присудили штраф 10 тысяч рублей, через год поймали там же — уже оштрафовали как рецидивиста на 5 тысяч рублей. Если тенденция сохранится, то им еще приплачивать будут за браконьерство.

Еще одна проблема охраняемой территории — наведение порядка в земельных и имущественных отношениях. По словам директора, 50 гектаров на территории заповедника занимает одна из воинских частей. Военным было предоставлено другое место для дислокации, но они не спешат сдавать свои позиции. «Будем решать вопрос в судебном порядке, — отмечает Александр Лаптев. — Мы уже имеем опыт судебных разбирательств с Законодательным собранием Приморья, когда одним легким движением пера по бумаге 2000 гектаров заповедника были отданы поселку. Мы этот процесс выиграли».

В Лазовском заповеднике разработали уникальный метод идентификации и учета тигра с помощью собак. Несколько лет назад сюда приехала американка Линда Керли, профессиональный кинолог. Сейчас Линда имеет прописку в приморском городе Лазо и является штатным сотрудником Лазовского заповедника. Вместе с известной в мире женщиной-тигроведом Галиной Старькиной они разработали свою оригинальную методику.

У каждого тигра свой особый запах, и собаки его хорошо распознают. Женщины проходят по местам обитания хищника, собирают образцы, хранящие запах животных, — клочки шерсти, остатки экскрементов. В лаборатории собаки определяют, «наследил» ли это прежний обитатель уссурийской тайги, или новый хищник на территории появился. В лаборатории есть банк данных — образцы «тигриных ароматов» содержатся в плотно закупоренных емкостях. Собаки распознают их безукоризненно. Это ноу-хау Лазовского заповедника.

Заповедник ежегодно посещают порядка 6000 туристов. Руководство намерено оставить природу в неприкосновенной естественности. «Мы сознательно не идем на то, чтобы сделать экологическую тропу цивилизованной, в отличие от заповедников в других странах, — говорит директор. — Пусть человек под веткой пройдет — перед природой поклониться не грех. Кроме того, не надо все копировать у Запада. Там если есть дорожка, то турист с этой дорожки не сойдет. Наш турист, наоборот, будет топтать все вокруг — а вдруг оттуда видно лучше, чем с дорожки?»

Мнение

Александр Лаптев

Директор Лазовского заповедника:

— Мы работаем над созданием у местного населения благоприятного отношения к заповеднику. Люди должны понимать, что заповедник — это эталон природы, который существует для всех. Хотя не всех туда пускают.

Возрастная категория материалов: 18+