Узбекские рабочие были на лесопилке на птичьих правах.Узбекские рабочие были на лесопилке на птичьих правах.

Такие шокирующие факты выявила проверка, проведенная на лесоперерабатывающем предприятии сотрудниками главного управления МВД по ДФО. Однако и в поселковом отделе милиции, и в амурском УФМС, проверявшем предприятие еще весной, сомневаются в достоверности этих данных.

Информация о том, что шестерых узбеков в Амурской области держат едва ли не в рабстве, поступила в главк, находящийся в Хабаровске, в конце августа. В управление позвонил представитель узбекской диаспоры Хабаровска, с которым удалось связаться рабочим. Оперативники выехали в Ерофей Павлович для проверки, на которую ушла всего неделя. «Все, что он нам рассказал, подтвердилось», — констатируют в управлении МВД.

Мужчины, которым от 36 до 54 лет, приехали работать в Приамурье в августе—ноябре прошлого года, понадеявшись на зарплату в 18 тысяч рублей.

У них уже был опыт работы на предприятиях Дальнего Востока. Дома у каждого осталась семья, трое-четверо детей. По данным ГУ МВД по ДФО, на лесопилку в Ерофей Павлович их пригласил посредник. Кто это был — фирма или частное лицо, — сейчас будут выяснять следователи.

— Притеснять их начали позже, когда уже были урегулированы трудовые отношения. У них забрали паспорта и миграционные карты, — рассказывает сотрудник пресс-службы ГУ МВД по ДФО Анна Чак. — Поселили в двухэтажном доме барачного типа — там не работала плита, пищу себе они готовили во дворе на костре. Зарплату им не платили, они работали по 12 часов в день за скудную еду. Раз в месяц-полтора им выдавали по 500 рублей на самое необходимое — зубную пасту, лезвия. Работа заключалась в том, что они распиливали привезенные бревна. При этом у них была фактически невыполнимая дневная норма: по три кубометра леса за смену из трех человек.

За невыполнение нормы их избивали, говорят в главке. Лесопилка, на территории которой они жили, огорожена и находится на отшибе поселка. К ним не приезжал никто, кроме водителей тяжеловозов, груженных лесом. «Над рабочими издевались — зимой в 40-градусные морозы их заставили загрузить целый ЗИЛ дров, но хозяину не понравилось, как они сложены — дрова вывалили, и рабочим пришлось укладывать их заново, — говорит Анна Чак. — Они не убегали потому, что их запугали, тем более у них не было ни документов, ни денег. Рядом с лесопилкой находится офис фирмы, откуда их постоянно контролировал один из владельцев».

Несмотря на такой жесткий «присмотр», приезжим удалось «подружиться» с местными жителями, которые иногда подкармливали их и даже покупали лекарства за свой счет. На работу узбеков выгоняли в любом состоянии, о медпомощи в случае болезни даже речи не шло. Рабочие терпели такие адские условия жизни еще и потому, что надеялись, что по истечении контракта, заключенного на год, их отпустят и выдадут деньги хотя бы на дорогу домой. Но в середине августа один из них не выдержал и попытался повеситься. Тогда они и сделали попытку вырваться — попросив у кого-то из местных телефон, они позвонили знакомому в Хабаровск. А тот пошел прямиком в управление МВД. Сотрудники управления и доставили рабочих в Хабаровск, где их приняла местная узбекская диаспора. Приехавшие оперативники МВД провели обыски в офисе фирмы, где изъяли документы граждан Узбекистана. Все материалы, собранные в ходе проверки, направят в следственное управление СКП по Амурской области. Действия работодателя подпадают сразу под две статьи УК РФ: 127 «Незаконное лишение свободы» и 127.2 — «Использование рабского труда».

Однако в поселковом отделе милиции уверены, что никакого «использования рабского труда» на деле не было.

— Ничего этого не было, они работали на законных основаниях, передвигались свободно, — говорит и. о. начальника отделения милиции Ерофея Павловича Евгений Климчук. — Все документы в порядке. Ни ФСБ, ни УФМС, проводившие в этом году проверки, не обнаружили никаких нарушений. И приехавшие следователи говорили, что факты не подтвердились.

— Мы проводили на этом предприятии проверки в марте и в мае этого года, — сообщил замначальника УФМС по Амурской области Олег Быбин. — Выявили нарушения миграционного законодательства, которые работодатель устранил. Но рабочие жили в коттедже, им платили зарплату, никаких жалоб от них не было. Мы также проведем проверку выявленных фактов.

Мнение

Работодатель: «Мы никого не притесняли»

«Рабочие были оформлены, как положено. Мы заключили с ними договоры, у двоих рабочих они истекали, а остальные должны были еще работать до ноября. Мы выплачивали им зарплату — по контракту 6500 рублей», — сообщил АП работодатель узбекских гастарбайтеров.

Возрастная категория материалов: 18+