К 16 часам ворота КПП  распахнулись, и из них длинной вереницей потянулись пожарные машины.К 16 часам ворота КПП распахнулись, и из них длинной вереницей потянулись пожарные машины.

Сельчане и военнослужащие в срочном порядке эвакуировались, причем первые — на автобусах, а вторые — на своих двоих. Корреспонденты АП предприняли попытку выяснить причины и последствия случившегося на полигоне, отправившись в «зону отчуждения».

По официальной версии военных, на складе боеприпасов военной части близ Арги произошло возгорание.

— В результате пожара началась детонация боеприпасов — там взорвалось несколько гранат от ручного противотанкового гранатомета, — сообщили в службе информации и общественных связей Дальневосточного военного округа. — Разлет боеприпасов — не более ста метров. В итоге сгорело складское помещение. Жертв нет, но один военнослужащий получил незначительные ожоги век.

Он доставлен в больницу, угрозы для его жизни нет. На месте происшествия работает комиссия Минобороны РФ. Для ликвидации последствий возгорания задействованы спецтехника и 50 военнослу-жащих инженерно-саперного батальона из состава мотострелкового соединения.

Данные, предоставленные пресс-службой областного правительства, несколько отличаются от первоисточника. По их информации, на складе сначала произошел взрыв, причиной которого стало падение ящика с боеприпасами для подствольного гранатомета. Эти снаряды не могут разлетаться на расстояние более 50 метров, так как предназначены для стрелкового оружия.

На место происшествия выехал губернатор Олег Кожемяко. Главе Приамурья доложили, что пострадавших нет ни среди населения, ни среди спасателей, оперативно прибывших на место пожара. Как сообщает пресс-служба правительства, военные локализовали пожар своими силами, огородив склад автомобилями, чтобы предотвратить возгорание других объектов.

Сразу же после первого взрыва началась эвакуация местного населения. Для этого были брошены все силы, в том числе и авиабазы «Украинка». «Жителей эвакуируют, и на нашем транспорте в том числе. Мы готовы их разместить — приготовили спортзал школы, все, как по военной тревоге», — сообщили АП в первой половине дня в военном городке авиабазы в Серышеве.

— Людей вывозили из пяти сел — Арги, Озерного, Введеновки, Белоногова и Ключиков, — рассказала председатель эвакуационной комиссии, первый замглавы Серышевского района Любовь Беляева. — К 14.20 эвакуировали 425 человек, в том числе 218 детей. 300 жителей привезли в Серышево и разместили во второй школе и центре досуга, остальных — в Молчанове. Им предоставили все необходимое.

Через кордоны

Как только о ЧП стало известно, на место выехали пожарные, спасатели, губернатор области Олег Кожемяко, начальник ДВРЦ МЧС, командующий 35-й армией и, само собой, журналисты. Причем последние даже немного опередили первых — по дороге в Аргу машина АП обогнала несколько пожарных автомобилей, судя по всему, спешащих издалека. По данным ГУ МЧС по Амурской области, на ликвидации ЧП работали 64 единицы техники, 218 человек, больше половины из которых — спасатели и пожарные из Белогорска, Благовещенска и Серышевского района.

На пути к полигону нас ждали два кордона: один довольно далеко от пункта назначения, а другой — за пару километров. На первом патрульный ДПС знаком попросил нас остановиться. Неподалеку на обочине одна легковушка уже дожидалась разрешения на проезд. Далее последовал спор между милиционерами, окончившийся в нашу пользу.

— Дальше нельзя, ЧП в Арге.

— Да пусть едут — они журналисты, им писать надо.

— А если взорвутся?

— Ну, работа такая, — с этими словами нам дали «зеленый свет».

Мы проехали мимо села Озерного, которое, казалось, вымерло — такая тишина там стояла. Вдалеке над расстилавшимися вдоль дороги полями была заметна то и дело появлявшаяся черная дымка. Второй кордон, выросший на дороге на подъезде к Арге, даже не стал тормозить нас: понимающе улыбаясь, милиционер показал жезлом, куда ехать. Зато на месте, где перед КПП скопилось несколько машин МЧС и медпомощи, нас ждал не такой теплый прием. «Хотите пройти — звоните министру обороны», — отрезали из-за проволочной сетки военные, дежурящие на пропускном пункте. Рядом с ним вахту держали наши коллеги-телевизионщики. А неподалеку томились в ожидании несколько десятков спасателей.

— Что мы делаем? Да вот семечки щелкаем. Пожарные проехали туда, а нам пока команды не было — вот ждем, что дальше будет. Мы только приехали, а вот коллеги наши уже час здесь, — сообщили они.

Взорвался «запас спичек»

На вопрос, что взорвалось, спасатели шутили: «стратегический запас спичек». Этот «запас спичек» периодически громыхал и извергал клубы дыма в двух-трех километрах от опустевшей Арги. Хотя село казалось покинутым всеми лишь на первый взгляд. На дороге нам встретились двое мужчин с собакой и кошкой, вглядывающихся в пространство в стороне дыма, в огородах мирно прогуливались, пожевывая сено, коровы, во дворах громогласно лаяли собаки, принимая журналистов за мародеров.

Некоторые местные жители не эвакуировались, опасаясь оставлять хозяйство. «Мы живем как на пороховой бочке», — говорят сельчане. В 1982 году на этих же складах гремели взрывы такой силы, что в Серышеве выбивало стекла, а осколки долетали до Украинки. Тогда жертвами взрывов стали по меньшей мере двое военнослужащих и двое гражданских.

Об этой истории здесь знают даже те, кого тогда еще на свете не было.

— У нас такие взрывы нечасто бывают. В 82-м были. С утра грохотать начало, никакой серены или оповещения не было. Нам позвонили знакомые и сказали — эвакуируйтесь. Но я все время тут находился, — рассказал 18-летний Михаил Переломов, уже 10 лет живущий в Арге.

С привычных «щелчков», показавшихся на этот раз подозрительными, началось утро у коренного жителя Арги Александра Иванова.

— В 10 часов начало «щелкать», ну я говорю, это не к добру. И точно — мне позвонил знакомый и сказал, что склады рвутся. Мы стреляные уже — знаем, что когда снаряды летят, такой свист стоит. Видим, что не летят в нашу сторону, галопом к родственникам — и драпать, — рассказывает он. — Я до Введеновки доехал, смотрю — военные обратно идут, ну и вернулся. Говорят, на складах перегружали противотанковые гранаты, они сработали. Там возле Ключиков арка есть, хранилище под землей — там и рвануло. Одно хранилище взорвалось, а остальные нет вроде. Говорят, одного солдата ранило — осколком в голову.

Военнослужащего в запасе Олега Мигеля предупредили об эвакуации, но он решил свое добро не бросать и остался в селе. О том, что произошло на складах, он оказался осведомлен лучше всех.

— Это, скорее всего, было нарушение техники безопасности со стороны солдат, — поделился информацией Олег Михайлович. — Солдаты невнимательно отнеслись к работе — или ящик неправильно взяли, или еще что. Они были в хранилище, и у них произошло срабатывание снаряда, отсюда взрыв.

К 15 часам Арга начала «оживать» — на улицах появились редкие прохожие. А к 16 ворота КПП, куда до этого никому, кроме людей с пропусками и местных псов, хода не было, распахнулись, и из них длинной вереницей двинулись пожарные машины — мы насчитали штук

17—18. Сразу после этого, так что показалось, что они сидели в лесу и ждали сигнала к возвращению, к воротам потянулись из кустов местные служащие. На обратном пути навстречу нам по пыльной дороге пронеслись три автобуса с надписью «Дети», которые везли домой уставших от волнений этого дня людей.

Мнение

Владимир Яньков, главный врач Серышевской ЦРБ:

— На место ЧП выехала наша скорая помощь. Пострадавшему солдату прямо в части оказали первую медицинскую помощь, провели противошоковую терапию, обследовали и отправили в военный госпиталь в Белогорске. С ним все хорошо, транспортабелен, угрозы для жизни нет.

Возрастная категория материалов: 18+