— Дмитрий Анатольевич, что вас больше всего впечатлило в Приамурье?
— Меня поразило количество пассажиров. Только за девять месяцев этого года границу в обе стороны пересекли более 800 тысяч человек. Это на 18 процентов больше, чем за тот же период прошлого года. Российских граждан выехало в Китай более чем на 27 процентов больше. И нагрузка только увеличивается. Безвизовый режим, конечно, вносит свои коррективы. По нашим подсчетам, примерно 70—80 процентов пересекающих границу «туристов» везут товары с коммерческой целью. У людей в сознании отложилось, что происходящие процессы — это нормальное явление. Это исторически сложилось, даже памятник челноку есть в городе.
— Ситуация на пункте пропуска Благовещенск — Хэйхэ каждые выходные напоминает лихие 90-е — очереди, перебранки. У этой проблемы есть решение?
— Такие проявления есть не только в Благовещенске, но и в Хабаровском крае, и в Приморье — везде, где есть китайская граница. Но административными рычагами не решишь эту проблему. Это не исчезнет, пока сознание у людей не поменяется. То, что было в 90-х, было объяснимо. Но сейчас изменился уровень жизни, и эти оправдания, что людям негде больше заработать, уже не актуальны. Есть и другие пути заработка, нужно развивать свою страну, а не работать на чужое государство.
Что касается критериев, то ни у кого на лбу не написано — турист он или коммерсант. А заявляют все, что они туристы. Разграничить потоки пассажиров по объему груза мы не можем. Наше государство нацелено на либерализацию отношения к пересечению границы. Ведь откуда появились эти заградительные меры — выезд раз в месяц и норма ввоза до 35 кг? Это произошло, когда товары, перемещаемые в неторговом обороте, практически стали сопоставимы с торговым товарооборотом. Поэтому государство приняло такие меры. Но сейчас ситуация в стране поменялась, отсюда и либерализация.
— А что делать с набившей оскомину «неласковостью» амурских таможенных инспекторов?
— Накладывают отпечаток массовость пассажиропотока и та нагрузка, которая ложится на инспекторов. Но мы с этим работаем. В штате таможни есть психолог. Каждый факт проявления грубости проверяется. Я лично провожу беседы с подчиненными, регулярно выезжаю на пункты пропуска, в том числе и в выходные дни. На таможне есть телефоны доверия. Все обращения граждан рассматриваются. Если возникает необходимость, мы переводим сотрудников в другие подразделения. Заставить улыбаться каждого нельзя, но все должно к тому идти. Когда въезжаешь в свою страну, хочется, чтобы тебя встречали с улыбкой.
Но пассажиры и сами должны себя по-человечески вести. За первое полугодие было возбуждено четыре уголовных дела на пассажиров за противоправные действия в отношении сотрудников таможни. Тут и оскорбления, и рукоприкладство — например, человек, накинувшийся на девушку-инспектора, осужден, получил условный срок. Это регулярно происходит. Люди ведут себя неадекватно: элементарный вопрос о факте приобретения товара вызывает раздраженность, а когда человек при этом подогрет парами алкоголя, то понятно, во что это выливается.
— Порой расспросы вызывают у амурчан недоумение, потому что сказать инспектору, что ты везешь две шубы, например, для себя и для дочери — этого недостаточно. Обычно возникают дополнительные вопросы. Какие аргументы могут убедить таможенника в честности пассажира?
— Готовых рецептов я вам не скажу. Но когда человек везет вещи для себя, то обычно никаких вопросов со стороны таможни нет. А когда идут человек десять подряд и все по две-три шубы везут, заявляя дружно, что для личных целей, это вызывает подозрение. Часто бывает и так: человек вообще не может сказать, что он везет. В государстве у граждан разный уровень достатка, поэтому не могут быть приняты такие разграничения: одна пара носок — это не коммерческий товар, а три — уже коммерческий. Но всему есть предел, и когда человек везет каждый день одну и ту же номенклатуру товара — это фиксируется и впоследствии не может не вызывать вопросов. Пассажиров не должно удивлять, когда задают вопросы о цели и предназначении товара. Это задача таможенника.
Рекомендую всегда брать чеки, но не только для того, чтобы доказать, что вы уложились в допустимые стоимостные рамки, но и для подтверждения, что именно вы купили этот товар. Аспект ограничения стоимости больше актуален для европейской части страны, где уровень жизни другой. Там перевозят через границу брендовые вещи, которые имеют большую стоимость. В нашем случае все обычно укладываются в полторы тысячи евро, обозначенные законодательством.
— На грузовом направлении пункта пропуска тоже не все благополучно: предприниматели жалуются на очереди, на долгое оформление таможенных деклараций. Что делается в этом плане?
— За девять месяцев этого года количество оформленных грузовых таможенных деклараций выросло на 10 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. По грузовому обороту мы внедряем электронное декларирование. Это часть государственной политики. У нас было два этапа: электронное декларирование посредством сетей связи и сейчас — через сеть Интернет. На июль с начала года было принято всего семь деклараций в электронном виде, а сейчас более 500. Около половины всех деклараций, оформленных в сентябре — октябре, — электронные. Одна из целей этой системы — исключить человеческий фактор, чтобы оформление не зависело от конкретного инспектора.
Как и все новое, это встречает непонимание, противодействие. Но те, кто попробовал декларирование в электронном виде, чувствуют разницу. Если бумажная декларация по скоропортящимся товарам оформлялась по три часа, то электронная — за полчаса. Конечно, в этой системе пока есть и программные недоработки, и технические. Но нужно стремиться к переходу на электронное декларирование. Уже с 1 января следующего года мы, по поручению Президента РФ, полностью перейдем на электронные декларации.
Про себя
— Я родился в Комсомольске-на-Амуре, там же поступил на службу. С 1995 года в таможенных органах. Возглавлял таможенные посты в Комсомольске — был начальником Комсомольского поста, Ленинского. Потом был переведен по службе в Приморский край на Хасанскую таможню. Там возглавлял таможенный пост морского порта Славянка. Затем почти полтора года исполнял обязанности начальника Хасанской таможни. В мае прибыл к вам. Нельзя сказать, что какая-то служба была сложнее, а какая-то проще. Везде есть свои нюансы. Комсомольск — город промышленный. Там шла работа с крупными предприятиями, цивилизованный бизнес. И, конечно, там отсутствуют такие понятия, как у вас. Этот сленг — кирпичи и фонари — я впервые здесь услышал. В Приморском крае была работа в порту. Это по большей части перемещение автомобилей. В Приморье я прожил четыре года — там тоже были проблемы с физическими лицами, с коммерческим и частным ввозом товара. Решали мы эти проблемы, и здесь тоже будем решать. Это моя жизненная позиция — я хочу жить в цивилизованной стране!
Про вакантные должности
— Прием на работу на инспекторские должности мы осуществляем в соответствии с федеральным законом на конкурсной основе. Информация об объявлении конкурса размещается в Интернете и в СМИ. Любой человек может подать заявление в конкурсную комиссию. У нас служба специфичная, поэтому, чтобы кандидата допустили до конкурса, он проходит специальные проверки, на него делают запросы в разные органы. Сейчас, например, объявлен конкурс на должность инспектора в отдел таможенного оформления. На это место претендуют уже 96 человек. Соискателей отбирает конкурсная комиссия в два этапа. Первый — письменный, в ходе его люди отвечают на вопросы. Затем комиссия заслушивает устные ответы. В составе комиссии, кроме сотрудников таможни, есть и служащие других учреждений, учебных заведений, госслужащие. Это независимая комиссия.
Зарплата инспектора складывается не только из оклада — есть еще премиальные. При их начислении оценивается вклад человека в работу таможни. Средняя зарплата — в районе 25 тысяч рублей.
Но не все места мы выставляем на конкурс. У нас есть профильный вуз — Российская таможенная академия, которая находится в Люберцах. В ДФО есть филиал во Владивостоке, который я и заканчивал. Перед выпускниками-бюджетниками у государства есть обязательства по обеспечению их рабочими местами. Поэтому ежегодно перед новым годом все вакантные должности резервируются за выпускниками академии. В этом году к нам прибыло всего трое. На четвертое место желающих не нашлось, поэтому мы выставили его на конкурс. Для АмГУ, где, как я знаю, тоже есть спецификация «таможенное дело», никаких преференций нет. Выпускники этого вуза могут выиграть только за счет своих знаний.
Я знаю, что выпускники таможенной академии очень востребованы во Владивостоке, например. Там лишь 30 процентов из них остаются работать на таможне, остальные уходят в частные конторы.
Про логистический терминал
— У нас на сегодняшний день абсурдная ситуация, когда есть фактически два пункта пропуска: пассажирский и грузовой. Это сложилось в 90-е годы, когда пункты пропуска перешли из государственной собственности в частную. Сейчас даже не установлены ни границы наших пунктов пропуска, ни пропускные способности.
Мы направили в Росграницу свои предложения по реорганизации пунктов пропуска. Торговый порт Благовещенск вошел в концепцию развития таможенно-логистических терминалов. Что это такое? Это приближенная к границе территория, на которой есть склад временного хранения, коммерческие склады, таможенный орган, транспортная инфраструктура. Цель создания терминала — чтобы груз приходил, без проволочек оформлялся и отправлялся на склады и дальше развозился. Его планируется организовать на базе благовещенского торгового порта — географически он удовлетворяет всем требованиям.
Процесс создания терминала уже начался. Есть еще много вопросов и по обустройству, но порт прилагает большие усилия в этом направлении. Требуется увеличение территории самого грузового пункта пропуска. Ориентировочно в декабре в межнавигационный период планируется переезд всех подразделений Благовещенского таможенного поста в административное здание по улице Лазо, 1, где будет располагаться грузовое направление.
Сейчас структуры поста раскиданы по всему городу: и на Лазо, и на Чайковского, и на Пушкина, и на Пионерской. Управлять таким объектом с численностью 110 человек — очень неудобно.
Про четвероногих инспекторов
— У нас организована кинологическая служба, в которой задействованы 14 наших четвероногих сотрудников. Это собаки разных пород — среди них есть и овчарки, и спаниели, и лабрадоры. У нас есть кинологический городок, где все они содержатся в вольерах. Эта служба хоть и молодая, но помощь от нее уже ощутима. В этом году с помощью собак было выявлено 66 фактов провоза подконтрольных товаров. В общей сложности собаки помогли обнаружить 161 килограмм наркотических средств и сильнодействующих препаратов, 99 шкурок пушных животных, 28 килограммов табачного сырья, 201 животного — в основном это черепахи и попугаи, 23 штуки дериватов — рога и органы животных, 162,3 килограмма мяса и морепродуктов.
Наши собаки работают не только в пункте пропуска. У нас налажено тесное сотрудничество с пограничной службой и с УВД, с Госнаркоконтролем. Что касается контрабанды, то отсюда везут в основном меха, лесоматериалы, а из Китая — запчасти, наркотические вещества, одежду. Причем зачастую это контрафактная продукция, которую мы тоже выявляем. У контрабандистов везде своя специфика. В Хасанском районе, например, в основном пытаются утаить морепродукты, женьшень, дериваты.
Про хобби
— Мое увлечение — это рыбалка и охота. Постепенно осваиваю водоемы Буреи. Какой улов самый большой? Ну, у меня рук не хватит, чтобы показать. Здесь, на Бурее, щуки ловятся в основном. Знаю, что в Амурской области таймень водится — желание «поохотиться» на него есть, осталось только со временем определиться.
Про заграницу
— Я редко бываю за границей. Через нашу таможню еще ни разу не ездил в Китай. Сейчас я исполняю обязанности начальника таможни, поэтому в силу занятости не могу позволить себе разъезды. С прошлого года у меня отпуска не было. Да и нет великой потребности посещать зарубежье — и у нас есть на что посмотреть. Последний раз за границей был 27 декабря прошлого года со служебной командировкой на Хунчуньскую таможню. Обычно я езжу в зарубежные страны с познавательной целью, а не ради покупок. Поездка — это либо отдых, либо узнавание чего-то нового. В нашем приграничье что-то новое узнать вряд ли получится, а шопинг меня не интересует.
В цифрах
278 миллионов долларов — стоимость внешнеторгового оборота Благовещенской таможни за 9 месяцев этого года
15 уголовных дел по фактам контрабанды на амурских пунктах пропуска возбуждено в этом году
47 тысяч единиц транспортных средств оформили на Благовещенской таможне за 9 месяцев этого года
2,5 миллиарда рублей таможенных платежей перечислила в бюджет РФ Благовещенская таможня в этом году
52,8 тысячи единиц товаров признаны на таможне контрафактными за прошедший период этого года
124,7 миллиона долларов составила стоимость грузовых отправок через Благовещенскую таможню с июля по сентябрь.
685 млн. рублей — сумма нарушений валютного законодательства, выявленных с начала года
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии