Согласно поправкам в закон о госрегулировании оборота алкоголя, принятым парламентариями пока в первом чтении, пиво крепостью более 5 процентов запретят продавать в местах массового скопления людей, а также в киосках, ларьках, с лотков, на вокзалах, рынках, в аэропортах. Его нельзя будет купить и в магазинах после 23 часов.
Предполагается, что с 1 января следующего года пивоваров обяжут пройти лицензирование, а с лета — оснастить производство средствами учета объема продукции и содержания в ней спирта. Как эти «репрессии» отразятся на пивоварах, оптовых продавцах и, в конечном счете, на потребителях — выясняла АП.
— В законопроекте нет слова «павильон» — это дает повод для трактовок. Когда несколько лет назад водку запретили продавать в киосках, многие пристроили к ним «тамбуры» — получились уже павильоны — и спокойно продавали дальше, — говорит бывший хозяин Свободненской пивоваренной компании Александр Селькин, расставшийся с заводом весной этого года.
Таких недоговоренностей в еще «сыром» законопроекте пока много. Это дает производителям большой простор для догадок и предположений.
— Понятно, когда лицензируют водку, а как быть с разливным пивом — акцизные марки на кеги клеить? Пока слабо представляю себе, как это будет, — недоумевает нынешний владелец свободненской пивоварни Илья Чубаров.
Непонятно, какие требования будут выдвигать производителям при лицензировании. «Но уже ясно, что это будет дополнительная головная боль — лицензирование, сбор документации», — говорит исполнительный директор ООО «Хуа син» (бывший Благовещенский пивоваренный завод) Сергей Корнеев.
Он считает, что если законопроект все-таки вступит в силу, это будет чревато снижением объемов продаж.
— Скорее всего, это приведет к снижению объемов продаж крепкого пива — для его реализации сузится торговая сеть, киоски, ларьки просто уйдут с этого рынка, — рассуждает Сергей Степанович. — Что касается нашего ассортимента, то напрямую законопроект затрагивает из пяти наших сортов только один — пиво «Исетское» крепостью 5,8—6 процентов.
Из общего объема производства — до 100 тонн в месяц — оно занимает где-то 20 процентов, отмечает Корнеев.
Крепкое — не в моде
По свидетельству амурского дистрибьютора одной из крупнейших российских пивоваренных компаний, в общем объеме продаж в области крепкое пиво занимает примерно пятую часть.
— Больше всего нас, как дистрибьюторов, коснется запрет продажи крепкого пива в киосках — это значит, наша покупательская сеть станет меньше, — сообщили в компании. — Будем расширять ассортимент более светлых сортов, что-нибудь придумаем.
Не подпадает под новые и пока не вступившие в силу правила продукция Свободненской пивоваренной компании. Сейчас она выпускает два сорта живого пива крепостью около 4—4,7 процента, но к весне планирует расширить линейку, начав производство малинового пива, зеленого и медовухи.
— У нас в области самое популярное пиво — производства компании «Балтика», — анализирует рынок Илья Чубаров. — В Хабаровском крае пьют в основном владивостокское пиво производства Sub Miller, а в Москве, например, больше предпочитают «Сибирскую корону» и другие марки этого производителя. Самые популярные сорта в нашем регионе — легкие. Это касается и бутылочного, и разливного пива. У крепкого своя «клиентура» — как правило, довольно бедные слои населения. Поэтому серьезно на общих объемах продаж нововведения не скажутся.
Крепкое пиво — на любителя, это подтверждают и данные торговых сетей. В рейтинге самых продаваемых сортов — единицы с высоким градусом.
— В пятерку самых популярных входят «Кулер», «Балтика № 7», «Хугарден», «Балтика № 3» и пиво «ДВ», — сообщили в одной из благовещенских сетей дискаунтеров. — Такая картина сохраняется из месяца в месяц. В октябре «Кулера» продали 5,5 тысячи бутылок, «Хугардена» — 1,5 тысячи бутылок. Мы от нового законопроекта не ждем больших последствий для себя — ни сильного оттока покупателей, ни большого притока не будет. Не думаю, что на ночь люди начнут запасаться пивом. Покупка пива в ларьке — это импульсивное действие — шел мимо и купил.
Дороже не значит меньше
В том, что пиво подорожает, если не по причине новшеств, так из-за очередного повышения акциза, оптовики не сомневаются. В этом году он вырос почти в три раза — был около трех рублей с литра, а стал девять. Но, несмотря на это, пить пенное меньше не стали — в торговых сетях отмечают пусть небольшой, но рост продаж пива.
Эксперты прогнозируют, что пить амурчане меньше не станут. Пивная аудитория из ларьков утечет в магазины, либо те, кто пил крепкое пиво, перейдут на более легкие сорта или, на крайний случай, примутся употреблять алкогольные коктейли или портвейн.
Дети выбирают пиво
— Такого диагноза, как пивной алкоголизм, официально не существует. Но все наши пациенты пьют пиво, — подчеркивает замглавврача областного наркодиспансера Ольга Сырыгина. — У нас на учете 15 тысяч человек с диагнозом алкоголизм, среди них — 32 ребенка до 18 лет. Пиво нужно изъять из такой масштабной продажи, убрать рекламу. Этот закон, если его примут, будет очень полезен для общества.
Доживет ли законопроект до третьего чтения?
Осторожный оптимизм по поводу законопроекта выражают в министерстве внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка области. «Таких первых чтений было уже много, а ни один «пивной» закон еще не принят», — говорят в ведомстве. Если пиво все-таки «смешают» с водкой, то его производителям придется несладко. Ведь лицензионный сбор для тех, кто выпускает водку, составляет 6 миллионов рублей на 5 лет, для виноделов — это полмиллиона рублей. Тем, кто реализует пиво, тоже придется получить лицензию. Для этого помещения должны соответствовать санитарным нормам. «Если пиво приравняют к алкоголю, то оно уже не будет продаваться в магазинах на первых этажах домов», — говорят в министерстве. Тем, кто уже имеет лицензию на продажу алкоголя, получать ее заново, скорее всего, не нужно будет. Организаций, имеющих право на реализацию алкогольной продукции, в области зарегистрировано 660, 225 из них — в областном центре.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии