— Галина Владимировна, вы получили на исследования один миллион двести тысяч рублей. Деньги немалые и просто так не достаются. Что предшествовало получению гранта?
— На самом деле была проделана большая работа, в которой участвовал целый коллектив. Наша кафедра уже около десяти лет занимается этой темой. Причем я присоединилась к коллегам семь лет назад. В 2006 году защитила кандидатскую диссертацию, посвященную поэзии русского Харбина. После чего вышло уже две монографии. Они готовились в соавторстве с моей старшей коллегой, заведующей кафедрой литературы и мировой художественной культуры Анной Анатольевной Забияко. Первая книга называется «Четверть века беженской судьбы», вторая, которая увидела свет спустя год, — «Меж двух миров». Это значительный задел, который сыграл свою положительную роль.
— Из каких источников черпалась информация?
— В первую очередь — из архивных материалов. То есть художественные тексты, публицистические работы, которые были найдены в библиотеках, архивах. Источниками служили не только хранилища Москвы и Хабаровска, но и зарубежные. Кроме того, многие данные, тексты, с которыми приходилось работать, мы взяли из личных библиотек и частных коллекций. В частности, помогли русские харбинцы, с которыми мы были знакомы. Это Владимир Слободчиков, к сожалению ныне покойный, а также Лариса Андерсен, которая проживает во Франции. Я имела счастье побывать у нее в гостях, прикоснуться к тем рукописям, книгам и журналам, сохранившимся на французском чердаке. Многие материалы носят эксклюзивный характер.
— Итак, деньги на исследования есть. Каковы конкретные планы по их освоению?
— Самое интересное, что через две недели я уже должна отчитаться за 600 тысяч рублей из суммы полученного гранта. Информация о моем вхождении в число победителей стала известна гораздо раньше, чем деньги поступили на счет АмГУ. Поэтому руководство университета весь год кредитовало нашу работу. Мы трудились, ездили в командировки, готовили почву для исследований. Можно сказать, что половина средств гранта, запланированная на 2010 год, уже потрачена.
— Грант Президента России — это единственный источник финансирования вашей работы?
— Несомненно, мы говорим о самом крупном гранте, который удалось получить. Однако я каждый год стараюсь участвовать в нескольких конкурсах, и получается довольно успешно. На полученные средства есть возможность работать в архивах, участвовать в конференциях, вместе с коллегами издавать книги. Если говорить про нынешний год, то мне, помимо прочего, удалось выиграть еще и грант Российского гуманитарного научного фонда. Правда, там сумма была менее значительна, но благодаря этому я получила возможность работать в Институте мировой литературы имени Горького, в архиве Валерия Перелешина. Это русский поэт, который жил в Китае, а затем уехал в Бразилию. Большая часть его архива попала в Лейденский университет (Нидерланды) и немного — в Москву.
— Галина Владимировна, знаю, что нынешний год для вас урожайный в плане наград. И не только финансовых…
— В феврале нам с Анной Анатольевной Забияко стало известно о том, что наша книга «Четверть века беженской судьбы» была отмечена президиумом Российской академии наук. Мне была вручена медаль «За лучшую работу конкурса Российской академии наук для молодых ученых России». Успех особенно приятен, ведь в этом конкурсе только одна работа по литературоведению могла быть в числе победителей. Это говорит о том, что интерес к литературе и искусству наших эмигрантов растет на самых разных уровнях, это одно из самых приоритетных направлений и актуальных тем. Важно восстановить, реконструировать эту ситуацию, особенности пребывания россиян за рубежом и, конечно, узнать, какими ценностями они жили.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии