С пуском в эксплуатацию Зейской ГЭС возникла необходимость сплошной электрификации всего Дальнего Востока. И такое строительство в те самые «застойные годы» приобрело масштабное явление. Провода ЛЭП, навешенные на опоры, преодолев горы Хингана, болота и топи, крутые склоны и скалистые обнажения гор Сихотэ-Алиня, достигли берегов Татарского пролива — порта Ванино и Советской Гавани.
Я был свидетелем тех лет, когда винтокрылые вертолеты на подвеске доставляли в недоступные места опоры ЛЭП. Зрелище впечатляющее! Выходящий в те годы перед каждым сеансом киножурнал «Дальний Восток» освещал масштабные события, приводя зрителей в восторг.
Целинная эпопея докатилась и до житницы Дальнего Востока — Амурской области. Пахотный клин за счет вовлечения в оборот целинных и залежных земель ежегодно прирастал, и в те самые «застойные годы» превысил 1,5 миллиона гектаров. Оснащение сельхозтехникой совхозов и колхозов было на очень высоком уровне, особенно тракторами и комбайнами. Как вспоминает мой брат Владимир, только в 1956 году в Завитинскую МТС поступило более сотни тракторов ДТ-54, завоевавших уважение механизаторов за их скорость и маневренность на поле.
На высоком уровне проводились соревнования между Амурской областью, Хабаровским и Приморским краями, напрочь забытые сейчас. Первые лица регионов поочередно выбирали столицу подведения итогов, обменивались делегациями, определяли победителя в конкретной отрасли и в целом по области или краю. Каких только передовиков в области сельского хозяйства не вырастил наш регион!
И это мы называем «застойным периодом»? Много лет меня смущает этот термин, и очень хотел бы узнать, кем были изречены эти слова.
От редакции. Термин «застой» ведет свое происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачевым. В нем констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» — как в экономической, так и социальной. Чаще всего этим термином обозначается период от прихода Л. И. Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (вторая половина 1980-х), отмеченный отсутствием каких-либо серьезных потрясений в политической жизни страны, а также социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни (в противовес эпохе 1920—1950-х годов). По данным энциклопедии Британника, во время эпохи застоя СССР достиг своего апогея, добился ядерного паритета с США и был признан супердержавой. Увеличился средний класс, владение предметами быта (холодильниками, машинами) стало реальностью для значительной части населения.
Сергей Данилов, ветеран труда, Райчихинск
Из-за сыра отказалась от ребенка
В подростковом возрасте посмотрела художественный фильм «Попутного ветра, «Синяя птица». Фильм о дружбе, о детях из разных стран, которые совершали путешествие на морском лайнере. Когда по трапу поднялась девочка и представилась: «Таня, Советский Союз», — сколько гордости было в ее голосе, взгляде. Вот и я горжусь, что родилась в СССР. Мы все были патриотами своей страны. Родилась я в Грузии в семье военного, все детство и юность прошли там. Люди были со всего Советского Союза, мы крепко дружили и никогда не задумывались над национальностью друг друга. Богатства никогда не было, но зато мы дорожили и были рады каждой обновке, подарку на праздник (у нас в семье это были книги).
Из детства запомнился подарок к Новому году. Папин солдат привез из отпуска целый чемодан мандаринов. Какой же запах стоял в комнате! С тех пор Новый год всегда ассоциируется с этим фруктом. А когда училась в первом классе, мы с мамой читали рассказ «Чернушка», как же мы обе плакали над трагической кончиной девочки, пожертвовавшей собой ради подруги.
На Дальний Восток папу перевели, когда я училась в девятом классе. Окончила школу в Возжаевке и поступила в БГПИ. И здесь судьба свела меня с моими дорогими друзьями. Мы общаемся до сих пор — в этом наша сила, гордость. Никогда не сидели без дела: учеба, совместные походы, поездки в совхоз на уборку урожая, в стройотряд, на практику, в пионерлагерь. Жизнь была интересна. Потом любимая, интересная работа, дом, семья — что еще надо для полного счастья.
Со своими детьми мы почти каждое лето уезжали к родителям в Москву. Однажды, гуляя на ВДНХ, решили перекусить. За соседним столиком обедали два темнокожих парня. Младшая дочь, ей было 5 лет, встала напротив них и в упор смотрит в рот парням. Они смущаются, едят быстрее, чтобы уйти. Я забрала ее, спросила: почему она смущает людей. А в ответ разочарованно: «Я смотрела, какой у них язык. Думала, что тоже черный, а он — розовый, как у нас».
И вот перестройка, повальный дефицит... Продукты по талонам, по спискам. Приехав в очередной отпуск, отправляемся по магазинам. Бабушка переживает, как бы внуков накормить вкуснее. Продукты в Москве давали по прописке. Держишь в руке паспорт, открытый на нужной странице, где стоит штамп, и тебе дают 200 г сыра, 500 г колбасы. Я ходила с паспортом папы или дедушки и всегда переживала, как бы не попросили показать фото на документе.
Однажды взяла дочь, встали в очередь за сыром, на детей тоже давали. Подошла очередь, я попросила на себя и ребенка, но здесь кто-то из очереди возмутился, и продавщица попросила показать запись ребенка в паспорте. Пришлось сказать, что это не мой ребенок. Сыра дали на одного человека. Но какое унижение я испытала, до чего было стыдно, а потом и страшно, я же «отказалась» от своего ребенка.
Вот такой казус был в моей жизни. Сейчас всего в магазинах много, и магазины на каждом углу, но не все доступно, и не каждому. И все-таки жизнь — хорошая штука, но и историю нашей страны забывать нельзя. Во все времена у каждого человека есть светлые и темные воспоминания, у меня больше — светлых. Я счастлива, что родилась и жила в Советском Союзе.
Любовь Нагорянская, с. Новомихайловка Октябрьского района
Телогрейка на выход
Я коренной амурчанин: родился в Приамурье, служил на Амуре и век доживаю в Амурской области. Прожил уже немало лет — 83 года, и дом свой без «Амурки» не помню. Но сейчас ограничусь воспоминаниями послевоенного периода, когда наша страна была похожа на строительную площадку. Возрождалось разрушенное, строилось новое, развивалось сельское хозяйство.
В то время многим основной одеждой служила телогрейка: одна — на работу, другая — в кино. Но работали люди. Зато как радовались, когда появлялась новая продукция — своя, отечественная! Заходишь в магазин — а на полках новый материал! Помню свою радость, когда у меня, 25-летнего парня, появились первые габардиновые брюки. Первые настоящие брюки! Не считая тех, которые носил семь лет на флоте.
Запомнилось, как мать с отцом ждали ежегодного снижения цен — собирали деньги на постройку дома. Оно было ежегодным, хотя и искусственным. В настоящее время такое, чтобы рабочий получал больше начальника, невозможно. А у нас, бывало, рабочий на сдельной оплате труда получал больше, чем директор.
Еще всплыло в памяти одно воспоминание. Когда запасы угля на райчихинском участке пошли на убыль, в городе были построены две фабрики — чтобы сохранить город и чтобы у людей была работа…
Павел Иванович Белимов, Райчихинск
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии