Во время встречи нашлось место эмоциям, «глазам на мокром месте», крепким объятиям и тому самому: «ТВо время встречи нашлось место эмоциям, «глазам на мокром месте», крепким объятиям и тому самому: «Т

Альбом с хлебными карточками

Гарри Иванович лишь один из многих амурчан, чья детская судьба омрачена политическими репрессиями. Его отца, крепкого хозяйственника, руководителя общепита поселка Талдан, арестовали по доносу соседей в 1943 году. Мать осталась с четверыми детьми на руках, без средств к существованию. Питались подсолнечным жмыхом из лошадиных кормушек и соей, ворованной из железнодорожных составов. Вопреки голоду и гонениям, Пахты смогли выжить и стать достойными людьми. Об этом АП рассказала в прошлый четверг.

В тот же день в редакции раздался звонок. Оказывается, в Благовещенске, в нескольких кварталах от дома Гарри Ивановича, десятки лет проживает его двоюродный брат, с которым они не виделись с того самого 1943-го. Их матери — Серафима и Анна (в девичестве Чупровы) — родные сестры, обе родом из села Черняева, ныне Магдагачинского района, потерявшие связь волею неприятных обстоятельств.

— Мы проживали в поселке Тыгда, и во время войны меня отправляли в Талдан, гостить у тетки, — делится воспоминаниями Валерий Березовский. — Я хорошо помню Гарика, он мне тогда очень взрослым казался, хоть и мальчишкой совсем был. Постоянно выручал меня из всех неприятностей, ведь я вертлявый был, вечно с разбитым носом и в синяках ходил. Однажды в подпол у них в доме провалился…

Время было тревожное, забот у всех много, часто встречаться не удавалось. Однажды у нас украли семейный альбом с фотографиями — кто-то узнал, что внутри хранятся хлебные карточки. Там же были записаны адреса всех родственников. А ведь в те годы судьба редко кого на месте держала, всех раскидывала по разным уголкам Дальнего Востока и страны. Со многими потеряли связь.

— Я те встречи не помню, но сама фамилия Березовских всю жизнь казалась знакомой. Сразу после известия о появлении родственников сестре в Москву позвонил. Она мне говорит: «Конечно, это наши! Ты ж вместе с Валеркой по лесу бегал!» Тогда все последние сомнения и отпали, — явно волнуясь перед встречей, отмечает Гарри Иванович. — Эх, почему эта встреча хотя бы лет 30 назад не состоялась?!

Не до протоколов

Березовские Валерий Митрофанович и супруга его Лидия Борисовна пришли прямо на работу к Гарри Ивановичу. В такие моменты не до протоколов, поэтому даже в небольшой столярной мастерской нашлось место эмоциям, «глазам на мокром месте», крепким объятиям и тому самому: «Ты помнишь?!» Оказывается, их судьбы во многом схожи.

— В «Амурской правде» Гарик рассказывал, как они дырявили проходящие вагоны с соей. Мы тоже голодали и постоянно бегали на железную дорогу собирать просыпавшееся зерно, — приводит свои воспоминания Валерий Митрофанович. — У каждого была своя баночка для сбора этой продукции. Собирались в кучку и взрослые и дети и по сигналу гурьбой неслись собирать сою. Потом появлялся милиционер, от которого приходилось удирать по верху тех самых вагонов; шныряли, как эквилибристы. Народу много гибло от несчастных случаев. Я, кстати, до сих пор с уважением фамилию того самого милиционера вспоминаю — Бабак. Хоть и натерпелись мы от него, но человек стоящий.

— А у нашего фамилия смешная была — Капацин, — добавляет подробностей Гарри Иванович.

Несмотря на преклонный возраст братьев, память обоих при встрече, кажется, «оживила» самые немыслимые подробности.

— Трудно понять, почему мои родители не предпринимали попыток найти родню, такое чувство, что эта тема как будто специально замалчивалась, — еще одно откровение Гарри Ивановича. — Может, обременять никого не хотели, ведь отец после нескольких лет заключения еще долгое время числился неблагонадежным.

Танкист и море

После войны маршруты братьев и вов-се разошлись на большие расстояния. Гарри Иванович учился в благовещенском пехотном училище, правда долго послужить не удалось — армия пережила глобальное сокращение. Позже работал на руководящих должностях по всей Амурской области. Одно время даже возглавлял Благовещенский район.

Валерий, отслужив армию, попал в Охотск, где несколько лет ходил на рыболовецких судах.

— У меня там сестра жила, поэтому пос-ле демобилизации к ней решил ехать. Помню, еще в Николаевске бродил по улицам, в руках лишь солдатский чемоданчик, — рассказывает Валерий Митрофанович. — Попросил у мужичка какого-то закурить, он мне газетки кусочек дал, махорки отсыпал, потом посоветовал идти на теплоход, который собирался в Охотск плыть. Капитан, как узнал, что я из танкистов, в технике разбираюсь, приказал выделить койку в отделении мотористов. А уже в порту назначения мне так прямо и сказали: «Таких, как ты, мы давно ждем! Людей не хватает, поэтому собирай все самое необходимое и готовься в рейс». С сестрой только и успел свидеться. Чуть позже, проводя отпуск в Амурской области, судьбу свою встретил.

— Я учителем работала в селе Новочеснокове Михайловского района, — подключается к разговору Лидия Борисовна Березовская. — А у моряков отпуска большие были, он несколько месяцев в нашем селе жил, у своей второй сестры. Расписались, потом решили переехать туда, где Валера мог бы образование получить. У него ведь официально всего четыре класса школы за плечами имелось.

Рассказать и вспомнить

Помоталась молодая семья Березовских по всему Дальнему Востоку, в итоге осев у родителей Лидии Борисовны в Благовещенске. Здесь Валерий Митрофанович окончил вечернюю школу, получил профессию крановщика и с тех пор успел построить половину города. Даже современную гостиницу «Азия» поднимать довелось.

— Как-то затеплилась у меня надежда встретить Гарика, — продолжает Валерий Митрофанович. — На строительстве мясокомбината трудились зэки с 5-й стройки, а крановщика своего у них не было. Откомандировали меня, и однажды услышал, что в охране есть майор Пахт. Не помню откуда, но я знал, что Гарри Иванович ДВОКУ окончил. Все гадал — он или не он? К сожалению, оказалось, просто однофамильцы.

Березовские вырастили троих детей, сейчас уже радуют четверо внуков. В Благовещенске живут не все, но повидаться с найденными родственниками, скорее всего, приедут, заключает Валерий Митрофанович. В свою очередь Гарри Иванович даже отпуск под это дело решил взять. Ведь им так много еще нужно друг другу рассказать и столько всего вспомнить.

Возрастная категория материалов: 18+