— 12 января нам позвонили и сказали, что их тела нашли. До этого в начале января туда на поиски выехала группа ребят. Мы с матерью Анфисы подсчитали, что нам нужно вылететь 25-го числа, чтобы на следующий день их забрать, — рассказывает Валентина Андреевна.
Они отправились в это скорбное путешествие неделю назад и лишь в минувшее воскресенье вернулись на родину. Эти дни обернулись для них не меньшим кошмаром, чем известие о гибели детей.
Трагедия, унесшая жизни Игоря и Анфисы, произошла 28 октября 2009 года на склоне Кэмел-пика, или, как его называют тибетцы, Лото.
Группа из четырех альпинистов — благовещенцев Игоря Шерстнева, Анфисы Крашенининой, Андрея Михальченко и хабаровчанина Сергея Лягина — приехала туда на разведку новых маршрутов для восхождения. Лавина накрыла их, когда они двигались по тропе. Выжить удалось лишь двоим.
— Лавиной меня засыпало по пояс, я откопался и пошел по веревке, которой мы были связаны. Нашел Сергея Лягина, которого засыпало по горло. Освободил его, и мы начали искать Игоря и Анфису, — вспоминает выживший после лавины Андрей Михальченко. — Мы искали до поздней ночи — долбили снег, взявшийся ледовой коркой, ледорубами. Как сами спустились, даже не знаю — мы были очень легко одеты, потому что днем было жарко. А вся теплая одежда была в рюкзаках, которые унесло лавиной.
Китайские спасатели тогда же начали поиски тел погибших, но из-за выпавшего снега их пришлось приостановить. В декабре того же года на место схода лавины отправилась группа российских альпинистов. Но они не оформили нужного разрешения, и китайские власти депортировали их, запретив въезд в страну.
Вторая экспедиция, в которую вошло пятеро иркутских альпинистов, действовала осмотрительнее и оформила все необходимые документы. Группа вылетела в район Тибета 4 января.
— Начало января — это самое благоприятное по погодным условиям в этих местах время для поисков, — говорит Андрей Михальченко.
Уже вечером 11-го числа тела погибших обнаружили. Дальше началась трудная эпопея с их транспортировкой. Родные думали о двух вариантах погребения — забальзамировать останки и перевезти через границу, чтобы похоронить в родной земле, или устроить погребение прямо в горах. На второй вариант китайские власти не согласились. А первый отпал сам собой.
— Трое суток понадобилось, чтобы доставить тела в Ченду, — рассказывает Валентина Шерстнева. — Их спустили с высоты в пять тысяч метров в небольшой поселок у подножия, и там они сутки пролежали на солнце, укрытые пленкой. Когда мы забрали тела, их уже нельзя было бальзамировать.
Родным ничего не оставалось, как согласиться на кремацию. Вести переговоры со ставшими несговорчивыми китайскими властями помогало министерство внешнеэкономических связей. А деньги на транспортировку тел выделила по просьбе губернатора «Единая Россия».
— Без этих 600 тысяч мы бы ничего не смогли сделать, потому что те деньги, которые мы собирали на первую экспедицию, уже закончились, — говорит мама Игоря Шерстнева.
По ее словам, за каждую «услугу» китайская сторона назначала такую цену, что переводчикам приходилось торговаться до хрипоты.
Похороны Игоря и Анфисы пройдут в один день — второго февраля, но в разных городах. Игоря похоронят в Благовещенске — вынос праха состоится в 13.30 из ритуального зала областной клинической больницы. Урну с прахом Анфисы Крашенининой ее мать увезла в Шимановск, где и пройдет погребение.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии