С инициативой принятия законодательного акта, регламентирующего работу хлебной отрасли, выступила дальневосточная ассоциация хлебопеков. За основу организация предложила взять уже действующий в Краснодарском крае закон. Эта инициатива, а также положение «хлебных» дел в Амурской области были вчера в центре внимания комитета Заксобрания по вопросам аграрной политики, природопользования и экологии. Вел заседание председатель комитета Геннадий Иванов.
Ассоциация попросила законодателей поспособствовать созданию в регионе резервного зернового фонда, установлению льготного железнодорожного тарифа на перевозку зерна и муки в ДФО, подготовке кадров для отрасли. Хлебопеки предложили оказывать адресную помощь малоимущему населению вместо того, чтобы «превращать вкусный хлеб в дешевый «социальный продукт».
Парламентарии и присутствовавший на встрече министр сельского хозяйства области Сергей Вологдин, ознакомившись с предложением, внесли свои коррективы. Первым за словом в карман не полез Дмитрий Котелкин.
— Предложение по льготному тарифу на перевозки для нас неактуально, — сказал он. — Получается, что мы — сельскохозяйственная область — должны субсидировать поставку зерна из других регионов. Мы можем сами выращивать и зерно с высокой клейковиной, мука из которого подходит для хлеба, и рожь. Хлебопеки хотят подешевле купить, а аграриям куда потом свое зерно девать?
— Когда я 15 лет назад начинал свой бизнес, то первым делом задался вопросом, почему нет нашей муки, — вступил в дискуссию председатель амурской ассоциации хлебопеков Олег Зимин.
— Дело в том, что у нас нет зерна высокого качества, в нашем много крахмала. По цене наша мука не может конкурировать с алтайской, которая и занимает почти весь рынок, — продолжил Олег Зимин. — В лучшие годы область обеспечивала свою потребность в пищевом зерне лишь на 10 процентов, но и тогда его цена была очень высокой. Работать на амурском зерне — предложение хорошее, но невыполнимое.
Мнение главы ассоциации поддержал и министр сельского хозяйства Сергей Вологдин.
— Пока мы действительно не можем конкурировать с Алтаем по продовольственной муке, — подтвердил он. — Мы в прошлом году разрабатывали программу по поддержке производителей зерновых, но она не была принята, так как для бюджета это очень серьезные деньги. Что касается предложений дальневосточной ассоциации, то в целом мы их поддерживаем. Но вот по созданию кафедры по специальности хлебопечение — у нас уже аналогичная есть в ДальГАУ. По тарифу — там субсидирование государства на перевозку зерна продлено до июля этого года.
Авантюристы и энтузиасты
На Дальнем Востоке, и в Амурской области в частности, печь хлеб — не хлебное дело. Это бизнес на грани выживания — рентабельность 3—5 процентов, высокая (65—70 процентов) степень износа оборудования. При постоянно растущих тарифах на электроэнергию и сырье власти и УФАС стараются сдержать рост цен на этот значимый продукт. «Все составляющие хлеба дорогие, как он может быть дешевым?!» — изумляется Олег Зимин. Число производителей хлеба в области постоянно сокращается — сейчас их числится 225. Еще около 10 лет назад их было на 100 больше.
— Что мини-пекарни исчезают — это нормальная конкуренция. Вот когда-то у нас были сотни партий, а теперь в разы меньше, и хуже не стало, — безапелляционно заявил член «Единой России» Дмитрий Котелкин. — Хлеб — это высокооборачиваемый продукт, если работать на современном оборудовании.
— Съездите в любое село — ничего нового вы там не увидите — советское оборудование, под залог которого и кредиты не дают — банкам неохота возиться, — парировал Олег Зимин. — А больше половины рынка хлебной продукции заполнено «контрафактом», производители которого не платят налоги, работают с нарушениями рецептуры и санитарных норм. В хлебопечении остались только энтузиасты и авантюристы.
Еще в прошлом году амурская ассоциация вместе с министерством сельского хозяйства разработала программу по поддержке хлебопеков. Поначалу предполагалось, что на шесть видов госпомощи область в этом году потратит 42 миллиона рублей. Потом в программе оставили всего четыре вида субсидирования, не изменив, правда, сумму. «В итоге в бюджете на этот год нет ни строчки о хлебопеках», — констатирует Олег Зимин.
«Помогать населению, а не хлебопекам»
Не совсем согласен с предложенными ассоциацией мерами поддержки был и член комитета Константин Власенко.
— Эти меры не будут достаточно эффективны. Не спорю, их нужно использовать, но и другие разрабатывать. Население неоднородно: например, мне не важно, стоит хлеб 40 или 60 рублей. А вот Геннадию Николаевичу — важно. Так давайте оказывать адресную помощь тем, кто в ней нуждается. Пусть будут меры социальной поддержки, — предложил он.
В итоге резолюцию дальневосточных хлебопеков приняли к сведению, а минсельхозу порекомендовали разработать законопроект о хлебопеках.
— Разработка нового закона требует тщательной проработки, нужно много времени. А чтобы усилить поддержку в этом году, лучше внести изменения в уже действующий 450-й закон области «О господдержке агропромышленного комплекса».
— Вы, Сергей Игоревич, боитесь сложностей? — полюбопытствовал председатель комитета Геннадий Иванов. — Займитесь, чтобы к 2012 году у нас закон был.
— Мы давно с вами работаем. Вы наши методы знаете, — с едва уловимой обидой в голосе ответил министр.
— Мы ваши методы знаем, а сеять пшеницу в области никто не хочет. Стрелять надо всех, кто не хочет, — невесело пошутил в конце обсуждения председатель комитета Геннадий Иванов.
В цифрах
11 тысяч рублей — средняя зарплата в хлебной отрасли области — это на 30% ниже, чем в пищевой промышленности
48,9 тысячи тонн хлебобулочных изделий произвели в области в 2010 году
3,5 миллиона рублей субсидий на покупку техники получили в прошлом году хлебопеки из бюджета области
3,5 тысячи амурчан работают в сфере производства хлеба
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии