Отношения русского народа и власти стали не только темой исследований, но и целым пластом народного Отношения русского народа и власти стали не только темой исследований, но и целым пластом народного

«Надо куда-то писать, чтобы власть реагировала»

Елена Николаева — сельская женщина с открытым лицом, тихим голосом и историей судьбы в пяти предложениях. «Работала в Белогорске. Потом ушла в декрет, мы в деревню и переехали. Сейчас хозяйством занимаемся. Сын и дочь разъехались, остались мы с мужем вдвоем. Ему немножко еще до пенсии», — коротая время на морозном воздухе в ожидании автобуса, делится она.

Колхоз развалился, продолжает рассказ женщина, правды искать негде. Председатель «никак не хочет реагировать на проблемы», главный по сельскому хозяйству «не приезжает, с народом не хочет общаться», поэтому «надо куда-то писать, чтобы власть как-то реагировала на мелкие хозяйства». Однако пока власть работает спустя рукава: «техника старая, строения на колхозном дворе завалились».

Николаевы — семья работящая, не забулдыги. Выращивают картошку, держат скот. И почему-то продолжают ждать, когда восстановят колхоз. «На подсобном хозяйстве далеко не уедешь», да и «на себя работать сложно»: нужны техника, средства, кредиты. Пока же «мужики в основном дома сидят», «некуда им податься», «пьют от бессилия».

«Иждивенчество — одна из самых больших проблем»

Куда исчезли силы у вчерашних образцовых колхозников, размышляет и районный глава. Сергей Худяк сам из предпринимателей, всю жизнь прожил в районе. За годы работы в администрации Сергей Александрович забыл, что такое выходные и праздники, успел заработать инфаркт, но шаг за шагом выполняет все, что обещал людям на выборах. Но, как ни странно, главной проблемой для власти оказался вовсе не дефицит бюджета.

— Какая-то часть нашей действительности породила определенную нерешительность, боязнь наказания за инициативу и, в конце концов, родила в людях массовое ощущение иждивенчества, которое порождает все остальные беды, — убежден Сергей Александрович. — Иждивенчество людей — самая большая проблема, которая сегодня стоит перед властью.

Глава убежден: «тот, кто занят работой, кто карабкается в жизни», уже давно нашел себя: одни перебрались в город, другие остались на малой родине и неплохо себя проявляют. У оставшихся же в деревне молодых людей в целом одна забота — как день прожить. Они хотят получить «разом и много», но не заняться работой, «ведь ею нужно хотя бы заняться».

Лежал Ваня на диване

В Приамурье действует серьезная программа поддержки занятости. Федеральные и региональные власти помогают открыть новый бизнес, рублем поддерживают подворья, где разводят скот. Вот уже несколько лет без труда можно сдать молоко, сбыть мясо и продать картошку. Но люди свято верят — работы на селе нет.

— Почему не выращивать картошку и потом найти способ выгодно ее продать? Почему на основе того же огородничества не держать корову — мясо и молоко востребованный товар? — задает мне резонные вопросы глава района. — Но ведь есть случаи, когда в деревнях даже картошку для себя ленятся посадить. Как достучаться до такого человека? Чем его заинтересовать?

Лакмусовой бумажкой отношения населения к власти является благоустройство. Селяне убеждены, что этот вопрос — забота исключительно руководителей сельских советов. «Как будто глава должен прийти, вырвать траву возле каждого дома, починить забор, прибить почтовый ящик», — негодуют сельские представители власти.

Эти наблюдения со всей очевидностью подтверждают данные опросов населения. Их провели в конце прошлого года социологи из Благовещенска. «Не хочется говорить о том, что власть и население живут в разных измерениях, но несовпадение выявленного приоритета проблемных оценок очевидно», — говорит руководитель центра изучения общественного мнения «Мониторинг» Герман Желябовский

Серышевцы считают основными проблемами района нехватку рабочих мест, повышение цен, низкие зарплаты, проблемы с дорогами и алкоголизм населения. Власть же убеждена, что приоритетные проблемы (в порядке убывания) — это рост цен на услуги ЖКХ и продукты, плохие дороги, низкий уровень зарплат и пьянство.

Мифы и рифы сознания

Несмотря на то что в беседах с социологами серышевцы в целом положительно оценили работу районной власти, они сетовали, что их жизнь медленно меняется к лучшему, активно высказывали общие претензии и пожелания. «Однако когда мы просили конкретизировать проблему, мотивировать свою оценку, респонденты затруднялись с ответом или отвечали, что всем довольны», — разводит руками Герман Желябовский.

На вопрос, кто больше влияет на ситуацию в районе, 40 процентов опрошенных отметили, что это глава района, а каждый третий сказал, что это поселковый или сельский глава. Эти данные объясняют, почему основная масса камней летит в огород глав на местах.

— Народ часто путает полномочия бизнеса, муниципалитета, региона и Федерации. Кто виноват, что зарплата маленькая? Кто отвечает за дороги между селами? Отвечают: глава. И объяснения слушать никто не хочет, — делится наболевшим один из чиновников районной администрации.

«Пеняя на власть, неплохо бы и на себя взглянуть»

Глядя на результаты исследования социологов, поражаешься пассивности населения. Люди совершенно не вовлечены в решение проблем собственного села. Две трети за год не сделали совершенно ничего для общего блага. Единицы — принимали участие в благоустройстве территорий. На этом гражданская активность серышевцев иссякла и умерла.

— То есть когда население пеняет на власть, неплохо было бы и на себя взглянуть, — подводят философский итог социологи.

По их мнению, оценки людей часто не совпадают с объективной реальностью. Жители района считают главной проблемой района нехватку рабочих мест, но «заведомо воспринимают ее как негативную и нерешаемую». Именно из-за предвзятого отношения люди не желают замечать происходящих изменений к лучшему.

Между тем в прошлом году через районный центр занятости прошло чуть более одной тысячи жителей. В начале октября безработными числились 269 человек, это всего 1,5 процента от трудоспособного населения. По данному показателю Серышевский район выглядит весьма благополучно, находится на одном уровне с Благовещенском. Однако люди считают иначе.

Что мы знаем о власти?

Не секрет, что работу глав тоже оценивают. Однако для многих остается откровением, что оценивают ее и сами жители. Периодически проводятся исследования, в которых социологи пытаются узнать — удовлетворены ли работой власти на местах. При этом вопросом о том, насколько население вообще знакомо с работой власти, никто не задается.

— Я считаю, что надо больше встречаться, разговаривать с людьми. Нужно рассказывать, что делает власть, пояснять различные постановления. Не всегда люди о них знают, поэтому и получается полная неразбериха, — говорит педагог-пенсионер Виктор Манохин.

Впрочем, пока уровень информированности населения невысок. Треть населения вообще не читает газет, две трети — не слушают радио, абсолютное большинство жителей района лишены возможности пользоваться интернетом. Частично решить проблему поможет компьютеризация библиотек, уверены местные власти.

«Хочу остаться в Серышеве»

В сквере, неподалеку от районной администрации, куда-то спешат двое подростков. Восьмиклассники Алексей Состин и Никита Прокопьев работой власти сильно не интересуются. Пока что у них другие приоритеты: школа, секция военной подготовки, бокс и театральный кружок.

Размышляя о будущем села, один из парней признался: скоро родители получат сертификат на жилье и семья уедет из поселка. Однако, выбирая, он бы предпочел остаться здесь. «Мне кажется, что жизнь стала хоть немного, но лучше. Конечно, хотелось бы, чтобы она была еще лучше. Будущее у села есть, в этом я не сомневаюсь. Главное — работать и руки не опускать», — высказывает не по-детски умную мысль серышевский восьмиклассник.

Мнения

Сергей Худяк, глава администрации Серышевского района: — Наша общая и главная задача — помочь, поддержать людей. А кого-то и заставить поверить в себя, в свои силы. Это трудный и болезненный процесс. Но без этого у нас просто не будет будущего. Сейчас мы видим, что механизм взаимоотношений местной власти и общества до конца не отработан. Не нужно отделять главу от населения. Власть главы — лишь средство для создания нормальных условий для граждан. В свою очередь плодотворная работа и активная позиция людей — способ улучшать жизнь и повышать ее качество. Понимания этого момента пока еще нет.

Герман Желябовский, руководитель центра изучения общественного мнения: — Формальная структура и формальные методы постепенно перестают быть основным рычагом управления людьми. Они уступают таким вещам, как организационная культура, поведенческие нормы, общие идеи. Именно они становятся основным средством управления. Успех в работе власти обязательно будет, если будут не только обозначаться проблемы — обязательно должен быть инструментарий для их решения, конкретные программы и действия, где четко прописано: кто, когда, где, какими силами, с каким результатом и к какому сроку осуществит реализацию принятых решений. Кроме того, население нужно обязательно информировать о работе органов власти.

Возрастная категория материалов: 18+