Эти наиболее существенные для мировых рынков последствия землетрясения в Японии обозначила заведующая кафедрой мировой экономики, таможенного дела и туризма АмГУ Людмила Понкратова.
— Людмила Алексеевна, вы можете оценить сегодняшнюю ситуацию в Японии? Каковы будут последствия землетрясения для экономики и вообще для страны?
— По мнению японских специалистов, страна переживает самый тяжелый экономический кризис со времен Второй мировой войны. Там идет старение населения, растет государственный долг, много накопившихся за последнее десятилетие нерешенных экономических проблем. На фоне данных трудностей произошло это сильнейшее землетрясение. Поэтому сейчас ситуация очень тяжелая: потери только от разрушения транспортной и другой производственной инфраструктуры оцениваются экспертами почти в 100 миллиардов долларов.
Нарушена система энергоснабжения и газоснабжения. Плюс авария на атомной станции «Фукусима», которая по мощности вырабатываемой электроэнергии является не только самой крупной в Японии, но и в мире. Всего на атомных станциях в Японии производится около 30% электроэнергии. В этой ситуации Япония обратилась с просьбой к России увеличить поставки сжиженного газа и угля, чтобы компенсировать производство электроэнергии за счет выработки ее на ТЭС. Дефицит электроэнергии уже привел к веерным ее отключениям на территории, где проживает свыше 40 миллионов человек.
Правительство дало указание крупным потребителям электроэнергии приостановить работу. Такие известные машиностроительные заводы, как Toyota, Nissan, Honda, Mitsubishi, уже прекратили выпуск продукции. На какой срок — пока никто не знает.
— Это как-то скажется на автомобильном рынке Дальнего Востока и нашей области в частности?
— В 40 километрах от Сендая находится морской порт Исиномаки. Как раз оттуда в порты Владивостока, Находки и Ванино шли суда с японскими автомобилями, в том числе подержанными. Цунами смыло порт почти полностью, поэтому поставки автомобилей, запчастей на Дальний Восток сократятся, но опять же — на какой-то определенный промежуток времени. Ведь не надо забывать, что Япония — это не Гаити, это страна с высокоразвитой экономикой. Поэтому она сможет достаточно быстро восстановить в первую очередь транспортную инфраструктуру. В том числе морские порты.
— Тем не менее цены на японские автомобили вырастут?
— Вряд ли цены резко взлетят, потому что они и так держатся на достаточно высоком уровне. Не думаю, что люди будут готовы покупать слишком дорогие автомобили. Могут подорожать отдельные запчасти, но опять же — пока не восстановят работу морские порты. Единственное — на рынках могут появиться машины-утопленники, но сказать, что это будет массовое явление, я не могу.
— Есть мнения, что события в Японии могут привести к повышению цен на бензин?
— Япония является крупнейшим в мире потребителем нефти и нефтепродуктов. Как я уже говорила, в связи с тем, что были остановлены или разрушены нефтеперерабатывающие заводы, потребление нефти на какое-то время упадет. Поэтому мировые рынки уже отреагировали снижением цен на нефть. А пока главный потребитель находится в тяжелом состоянии, говорить о повышении цен не приходится. Кстати, реакция на революции в Северной Африке и Юго-западной Азии, которые являются производителями нефти, была обратной — цены росли.
«Знакомые спаслись от цунами на крыше дома»
Людмила Алексеевна следит за ситуацией в Японии не только как эксперт. Пять лет назад она была в Сендае, который находится неподалеку от эпицентра землетрясения. Цунами практически смыло низменную часть города-миллионера. Сейчас там остаются ее знакомые из Хабаровска.
— Им удалось спастись — они спрятались от стихии на крыше дома, — говорит Людмила Алексеевна. — Пишут по интернету (так как телефонная связь нестабильная), что ситуация в Японии очень тяжелая. Проблемы с питанием, водой, бензин выдают только по 5 литров на человека. Вообще в Японии постоянно работает система оповещения — у них сейсмоопасный регион, они всегда готовы к цунами. Но в этот раз в сообщении было указано, что цунами будет через два часа, но оно пришло раньше почти на час. И никто не ожидал, что оно будет такой огромной силы. Там есть поселки, население которых полностью исчезло, и сейчас никто не знает, успели ли люди уйти в горы, или их смыло волной.
Я сама была в Сендае пять лет назад — это очень красивый морской город, экологически чистый по японским меркам. Сейчас там практически все уничтожено: порты со всей инфраструктурой и контейнерами, крупнейший пивоваренный и нефтеперерабатывающий заводы, набережная, большое количество жилых домов, взорвана система газоснабжения. Неподалеку находился поселок Мацусима с великолепным парком, куда съезжались все японцы. И я тоже там была. Этот парк также полностью смыло волной. Сейчас Японии предстоит очень большая работа по восстановлению экономики и нормальной жизни.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии