Скупал по случаю

Переход с копыт на колеса был резким и непредсказуемым. Первым стал главный трудяга Красной армии в годы Великой Отечественной войны легендарный ЗИС-5, чем-то напоминающий «полуторку». Грузовик некогда гордо занимал постамент на рембазе. Но после перестройки угодил под забор и незаметно ржавел, гнил и уходил в историю.

— Я осмотрел остатки кузова, обратил внимание на двигатель, коробку передач — оказалось, что основные детали на месте. Не хватало только полуоси с заднего моста. Тогда взял запчасть от ЗИЛа-131, в локомотивном депо мне ее обточили как надо, и грузовик поехал, — вспоминает первую радость директор Белогорского гарнизонного Дома офицеров Виктор Липчук. — Остальные скупал по случаю.

Поначалу пытался брать их напрокат. Но выходило чуть ли не дороже. Каждую машину к параду готовить надо, то есть вкладываешь в нее деньги, ремонтируешь, красишь, потом ее хозяин за год «убивает», и приходится вновь все до ума доводить.

Качество гарантировано

Помимо военного грузовика, в его коллекции пять легковушек. У каждой своя история, на худой конец — легенда. В одном строю — не нуждающаяся в особом представлении «Победа» и первые советские внедорожники ГАЗ-67 и ГАЗ-69. Предмет особой гордости — эмка. Та самая, что возила видных военачальников и использовалась как «черный воронок». Как говорится, качество гарантировано.

— Металл «двойка», выпуск — 1939 года, — похлопывает по крыше автомобиля нынешний владелец. — Прежний хозяин ее вместо трактора использовал, огород пахал. Машина очень мощная, однако повозиться с ней все же пришлось. Осужденные возжаевской колонии помогали. Там все подваривали, ремонтировали, с «Победой» такая же история.

Про бежевую «Шевроле», припаркованную во дворе Дома офицеров, поговаривают, будто она прямиком из ставки Геринга доставлена. Виктор Липчук такую версию не опровергает. Есть только один спорный нюанс — по документам машина числится с 1957 года. Но это, скорее всего, фикция.

— После войны кузова машин собирались уже при помощи сварки, а на этой ни одного шва — все на клепках, — приводит свои аргументы коллекционер. — Говорят, трофейная, привез ее один из военачальников с войны. Машина сама американская, но немцы ее любили. Вполне возможно, Геринг ее использовал. Скорее всего, с конвейера она сошла в 1937 году, просто на ней среди прочих один из бывших руководителей ГАИ ездил. Видимо, пользуясь случаем, «омолодил» машину.

Виктор Васильевич распахивает дверь салона — внутри простор и кожаные сиденья.

— Амортизация такая, что можно поставить столик, на него стакан водки, и будешь ехать — не расплескаешь, — улыбается собиратель автораритетов.

Родное радио

Отдельный гараж в старинном автохозяйстве выделен под послевоенную «Волгу». Машина куплена у частника, но, по всем данным, когда-то прошла через автохозяйство амурского облисполкома. Возила самого Степана Авраменко. Автомобиль благодаря своей повышенной популярности неоднократно кочевал из рук в руки, в итоге потребовал капитального ремонта. Сегодня к нему даже «родной» радиоприемник подобран. С костяными ручками!

— В свое время этой машине цены не было, — отмечает водитель Дома офицеров Виктор Дивеха. — Очень крепкая, не зря ее в качестве такси использовали. Никто не слышал, чтобы у нее мост когда-то полетел.

Как выяснилось, самое сложное в коллекционировании старых машин не столько их поиск и покупка, сколько  поддержание в хорошем состоянии. Особенно когда дело касается парадов и праздников. Здесь подключаются работники самого Дома офицеров, единомышленники, руководство белогорской мэрии, железнодорожники местного депо, даже сельхозколлективы. Основные проблемы связаны с поиском или изготовлением запасных частей и деталей.

Но дело не стоит на месте, автопарк истории, скорее всего, будет и дальше расширяться, причем в сторону не только автомобилей. Сегодня в праздничном шествии можно увидеть даже две тачанки, перевоплощенные из старых военных повозок.

Коллекция 

      1.      ЗИС-5  советский грузовик 1930—40-х, один из основных транспортных автомобилей Красной армии во время Великой Отечественной войны. Грузоподъемность 3 тонны. Выпускался на автомобильном заводе имени Сталина. 

2.      «Победа» — советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1946 по 1958 год. Всего было выпущено 235 999 машин, включая 14 222 кабриолета и 37 492 такси.

3.      ГАЗ-М-21 «Волга» — выпущено всего около 700 экземпляров (по другим данным — несколько тысяч). Автомобиль с автоматической коробкой передач, скопированной с «Форда».  Однако в первые же годы производства завод поменял большинство автоматических коробок на обычные — механические.

4.      ГАЗ-М-1 «Молотовец-1» (эмка) — советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1943 год. Автомобиль стал одним из символов своей эпохи, являлся одной из наиболее распространенных моделей легковых автомобилей в стране.

5.      «Шевроле» — один из лучших иностранных автомобилей довоенного и военного времени. Повышенная комфортность привлекала внимание военачальников на американском континенте и в Европе. После войны было несколько случаев завоза автомобилей «Шевроле» в СССР.

6.      ГАЗ-67 — принимал участие в Великой Отечественной войне,  американцы прозвали его «Иван-Виллис». Самобытный, типично «русский» образец автомобиля — прочный, неприхотливый, с хорошей  тягой и высокой  проходимостью. Заслужил уважение фронтовиков.

7.      ГАЗ-69 («козлик», «газик») — советский легковой автомобиль повышенной проходимости. Производился с 1953 по 1973 год. Первые опытные образцы носили название «Труженик».

Тачанки — переделаны из старых военных повозок, что хранились на складах НЗ. Сегодня — одно из главных украшений городских праздничных мероприятий

Возрастная категория материалов: 18+