Однако, несмотря на трудности, в Тынде продолжают держать крупный рогатый скот 10 горожан. Наш корреспондент побывал на подворье Нины Шпет, у которой самое большое поголовье коров в столице БАМа.
Каждый день Нины Шпет начинается в 5 утра. За пару часов нужно успеть подоить всех коров, накормить их сеном, потом заняться приготовлением творога и сметаны. К 10 часам надо быть в магазине, где Нина Павловна реализует свою молочную продукцию. Вечером снова дойка, подкормка коров и кур, уборка в стайках. В лучшем случае спать удается лечь в час ночи. По такому распорядку фермер живет уже 20 лет.
— Я родилась в деревне в Красноярском крае, поэтому с детства уже была приучена к сельскому труду. В 1979 году приехала в Тынду, а уже через месяц у меня появилась первая корова. Зорьку мы купили в Золотинке соседней Якутии, — начинает рассказывать фермер Нина Шпет. — Раньше у меня были еще и свиньи, а сейчас остались только молочные коровы и куры-несушки.
В крестьянско-фермерском хозяйстве Нины Шпет сегодня 15 голов крупного рогатого скота. Нина Павловна делает ставку на производство молока, поэтому на подворье в основном телки.
— Сейчас корова дает в день где-то 12 литров молока, летом может доходить и до 25 литров. Сено нам привозят из Благовещенского района, тонна обходится в 7700 рублей. Этого хватает на полторы-две недели, — отрываясь от разговора, Нина Павловна относит очередную порцию корма в стайку. — Можно было бы и в Тынде заготавливать сено, но для этого нужны угодья, разработанная земля под них. А где ее взять, если рядом с моим домом участок, и тот отбирают.
К дорогому сену добавляются не менее ценные вода и электроэнергия. Бочка воды, которую коровы выпивают за день, обходится в 54 рубля, киловатт элекроэнергии считают по максимуму — больше двух рублей. Никаких льгот, которые есть у сельчан, в городском хозяйстве нет. Поэтому и цены на продукцию фермеры вынуждены выставлять соответствующие. Литр молока — 60 рублей, килограмм творога — 180, яйцо — 80 рублей за десяток. Зимой Нина Павловна на спрос не жалуется, а вот летом молоко сбыть трудно, поэтому приходится перерабатывать его в сметану. Несколько лет Нина Шпет продавала свою продукцию на рынке, потом построила небольшой магазин, который сразу же полюбился горожанам. Теперь фермер беспокоится, что ее торговую точку могут снести.
— Вы не представляете, сколько я написала писем в администрацию города, чтобы оформить свой магазин согласно всем требованиям. У меня уже целая папка переписки с чиновниками, но пока все безрезультатно, — показывает кипу бумаг фермер. — Я ведь даже не могу пользоваться поддержкой, которую предоставляет областное правительство для владельцев крупного рогатого хозяйства. Несколько лет назад по совету чиновников я создала КФХ, а теперь из-за этого мне отказывают в субсидиях. Говорят, что помощь положена только личным подсобным хозяйствам.
В администрации города с проблемой Нины Шпет знакомы. Здесь считают, что фермер безусловно заслуживает поддержки, но согласно действующей программе выделить субсидии владелице самого большого хозяйства не могут.
— Нина Павловна организовала КФХ для того, чтобы получить кредит в банке, но из-за отсутствия необходимого имущества для залога ей отказали. Субсидии в размере 5 тысяч рублей на одну корову выдаются только для личных подсобных хозяйств. Поэтому решением проблемы для Нины Шпет, возможно, будет переоформление документов, но этим занимается налоговая инспекция, — объясняет и. о. начальника отдела экономической политики администрации Тынды Елена Солодченко.
Поголовье растет
Сегодня в Тынде в личных подсобных хозяйствах числится 36 голов крупного рогатого скота. На девять коров, дающих молоко, в прошлом году были выделены субсидии в размере 5 тысяч рублей на телку. При этом, как подчеркивают в администрации города, благодаря принятию программы поддержки личных подворий в Тынде отмечается рост поголовья крупного рогатого скота. Если в 2009 году в городе была зарегистрирована 21 особь в личных подсобных хозяйствах, то в 2010-м — уже 36.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии