Пьяное неравенство
Погожий весенний вечер. Мальчишки во дворе гоняют футбол. Бабушки возятся в цветочных клумбах. Качели и уличные тренажеры оккупированы. Нет, не малышней. Взрослые дяди и тети, сидя на них, распивают пенное. Весь вечер напролет.
Ни от кого не прячась, никого не стесняясь. На углу магазина разливают местные алкаши, за гаражами наспех пускают по кругу свою первую бутылку пива школьники...
И только в сквере неподалеку картина более пристойная. Здесь на тренажерах висят и бегают те, для кого их, собственно, и устанавливали: мальчишки и девчонки (и даже их родители). Пиво никто не пьет. Но вдруг, оставив паренька на вид лет пяти кувыркаться на каком-то железно-оздоровительном устройстве, от площадки отделяется молодая пара. Интеллигентного вида мужчина и женщина отходят в сторону, парень украдкой достает из карманов куртки две небольших бутылочки «Миллера», отвинчивает пробки и делает из одной глоток.
В ту же минуту из дальнего угла сквера выплывает серый уазик. Полиция! Машина подъезжает к ничего не подозревающим молодым родителям, сотрудник в серой униформе просит предъявить документы. Между парой и полицейским завязывается долгий диалог. Они убирают пиво, просят не составлять протокол, мол, не знали, что в сквере нельзя. Больше не будем. Он остается неумолим. Журит за непристойное поведение в общественном месте, заполняет бесконечные бумаги. Окружающие с интересом наблюдают сцену.
Неожиданно мужчина-нарушитель поворачивает голову в ту сторону, откуда приехала патрульная машина, и меняется в лице. В том самом, дальнем углу сквера во всю гуляет компания подростков. Пиво пьют прямо из «полторашек», курят, смеются. Но стражи порядка их как будто не замечают. В чем же дело? «А вы посмотрите внимательно», — предлагает сотрудник ДПС, — «Они стоят не внутри сквера, а за его пределами. Вон заканчивается ограждение из карагача, а компания от него метрах в трех — четырех. Получается, что они пьют пиво не в сквере, а просто на улице. А этого закон не запрещает».
Дальше полицейский растолковал незадачливым супругам суть «пивного» закона. Оказывается, «нельзя» — только в общественных местах, то есть, парках, скверах, детских площадках. Есть заборчик, скамеечка и тренажеры — это общественное место. Нет — пей на здоровье! Никто тебе ничего не скажет.
Сложно представить себе более циничный формализм. Как будто между «законной» бутылкой пива, выпитой во время прогулки по набережной, и «незаконной», выпитой на скамейке городского парка, есть какая-то разница! Ведь и там, и там ходят дети, отдыхают те, кто трезв, и, в конце концов, общественный порядок соблюдать положено везде. Странный закон...
Сегодня чиновники, издающие такие законы, с честью могут отрапортовать: «Мы изгнали пиво из парков!» — и отчасти это будет правдой. Сможет ли кто-нибудь из них признаться: «Мы выгнали пиво на улицы!» и сделать то, что давно пора — раз и навсегда запереть пенное в стенах питейных заведений?