Не у всех судьба складывается благополучно. За двадцатилетнюю историю усыновления в американских семьях погибли 14 российских детей, многие подверглись физическому и моральному насилию. В начале июля в Вашингтоне глава МИД РФ Сергей Лавров и госсекретарь Хиллари Клинтон подписали двустороннее соглашение о сотрудничестве в области усыновления между Россией и США.
Документ дает новые возможности для защиты интересов не только тех детей, которым предстоит поселиться за океаном, но и тех, кто уже обрел здесь новую семью.
Чашу российского терпения переполнил инцидент, который произошел с 8-летним Артемом Савельевым. Напомним, в апреле прошлого года приемная мать отправила ребенка одного самолетом в Москву. В сопроводительной записке она указала, что мальчик психически неуравновешен и такой ребенок ей не нужен.
С тех пор в России действует мораторий для американских усыновителей, хотя последний амурский ребенок был вывезен в Штаты в 2007 году.
Отныне граждане США снова смогут дарить тепло, заботу и ласку маленьким россиянам. Но уже по новым правилам. Теперь все усыновления должны оформляться исключительно через аккредитованные агентства.
Однополые супружеские пары не имеют права брать на воспитание детей. Все потенциальные родители должны в обязательном порядке проходить психологическую проверку и специальную социальную подготовку, которая определит степень их пригодности. В особых случаях российская сторона имеет право вмешаться в судьбу своих детей и защищать их интересы в судах и требовать возвращения на родину. Кроме того, все усыновленные дети будут до совершеннолетия сохранять российское гражданство. Это позволит обеспечить дополнительную защиту с нашей стороны.
Поиграть за деньги
Как признался в своем интервью в центральных СМИ уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов, лично присутствовавший при подписании документа, точную цифру российских сирот, проживающих в США, никто не знает.
— Официальные данные говорят о 60 тысячах, но, я считаю, в реальности эту цифру можно смело удвоить, — заявил детский омбудсмен. — Ранее в стране существовало так называемое «независимое» усыновление. Многочисленные агентства по договоренности с детским домом вывозили детишек на каникулы в США и оставляли там, отдавали людям, готовым за это платить. Кто не хочет усыновлять, может взять просто так, поиграть, естественно, за деньги. Мы даже не можем отследить, из какого детского дома прибыли эти дети. Но с момента подписания соглашения деятельность подобных организаций — вне закона.
Теперь усыновление может осуществляться только при содействии уполномоченной организации, имеющей аккредитацию в Минобрнауки России. Все агентства, занимающиеся усыновлением наших детей в США, должны будут пройти переаттестацию. Сейчас таких организаций 67, уверен, после переаттестации их станет как минимум в три раза меньше.
Также решен вопрос о вторичном усыновлении. По словам Астахова, на севере США развита целая сеть «ранчо для трудных подростков». Большинство обитателей подобных заведений — российские дети. Они попали сюда после того, как стали не нужны американским папам и мамам. Теперь повторное усыновление возможно только при участии России.
Сироты на экспорт
Читаешь свежий выпуск «Комсомольской правды» — и волосы встают дыбом, насколько криминальным на деле оказался «приемный» бизнес. Хочется верить, что весь этот негатив обошел Амурскую область стороной. В некоторых регионах за деньги в иностранные государства отправляли не только сирот, но и под липовыми документами новорожденных детей. Настоящим мамам сообщали о смерти младенцев. Подделывали справки, приписывая сиротам болезни и умственные отклонения.
«Устройство ребенка в заграничную семью стало настоящим Клондайком для наших чиновников, — пишет КП. — За считанные годы появилась целая система по обслуживанию бездетных иностранцев. Ловкие посредники помогали подмазывать суды, директоров детдомов и домов малютки, работников органов опеки. Получить направление к ребенку без взятки было невозможно. Цена усыновления ребенка иностранцем составляла от 35 до 40 тысяч долларов. Каждый год из страны улетали в США от 3 до 5 тысяч ребят. В Челябинске органы опеки оформляли на «перспективных» сирот липовые справки, что к ним приходили местные семьи, но отказались брать малыша. На самом деле к детям никого и близко не пускали. За предыдущий год только из Челябинской области так уехали 85 детишек».
Также центральная пресса развеяла миф, что иностранцы вывозят только больных детей.
Согласно официальной статистике, в 2009 году из России в США уехало 1432 ребенка, из них 81 инвалид.
Мнения
Галина Чернышова, член Общественной палаты Амурской области:
— То, что российских сирот забирают иностранные граждане, — это хорошо. В США медицина поставлена на высокий уровень, поэтому дети-инвалиды получают шанс на реабилитацию и полноценную здоровую жизнь. А что ждет здесь ребенка-калеку? Однако беда не в том, что детей забрали и увезли, а в том, что про них забыли. Отношение к этим детям хуже, чем к породистым щенкам. Хозяева проданных животных постоянно связываются с покупателем, спрашивают о здоровье питомца. У него на пузике стоит родословное клеймо, чьих кровей он будет. Сейчас четвероногих «чипируют», чтоб, не дай бог, не потерялся, и по жизни ведут. А детдомовцы? Я далека от мысли, что у нас существуют специалисты, которые отслеживают судьбу сирот. Не так уж и много их увозят, тем более интернет облегчает общение. Особенно важен первый год жизни за границей. Пока ребенок психологически приспособится к новой среде обитания, он столько слез прольет. Правильно, они там вредничают, бунтуют. А их за это бьют, воспитывают кулаками, как Витю Тулимова, держат в холодном погребе… Надо, чтобы усыновляемый дольше находился в Амурской области вместе с новыми родителями. Привыкал к ним. Адаптировать надо и родителей. Их в Америке учат одному, здесь они сталкиваются с другими проблемами. Поэтому необходимо наладить общение с аналогичными приемными семьями в России. У нас масса положительных примеров. Пусть русские и американские мамаши встретятся за чашкой чая, поговорят о проблемах, обсудят, подружатся.
Наталья Третьякова
Помощник уполномоченного по правам ребенка.
— Права нашего ребенка — гражданина России — должны быть максимально защищены как в процессе усыновления внутри страны, так и при осуществлении его воспитания за ее пределами. Мы не имеем права отправлять детей неизвестно куда, не контролируя их дальнейшую судьбу. В последнее время было зафиксировано много вопиющих случаев жестокого обращения с российскими детьми в США. Убийства, побои, издевательства, изнасилования. Эти дети перестали быть нашими гражданами, и мы не имели правовых оснований для того, чтобы проследить, как развивается их жизнь. Соглашение о сотрудничестве в усыновлении с США позволит вести работу на новом уровне. Теперь установлены правовые отношения в этом сложнейшем вопросе. Конечно, это очень важно для нас. Еще важнее сформировать свою, отечественную культуру приемной семьи. Создать для этого необходимые условия.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии