Высокий гость отреагировал неожиданно. «Если у вас такие яблоки растут, вы не можете считаться северным районом!» — заявил генсек. И приказал вычеркнуть Сковородинский из списка территорий, приравненных к районам Крайнего Севера...
Увы, но забавная легенда оказалась обычной байкой.
— Да вы что! Какой там Хрущев! — смеется Николай Сумерин. — Когда он приезжал сюда (если вообще приезжал), меня тут и в помине не было! Придумывают все люди. Заняться, видать, нечем больше.
В отличие от пустословов, самому Николаю Семеновичу всегда есть чем заняться. Дом в пригороде Сковородина построил своими руками, огород посадил такой, что туда впору экскурсии водить: каждый клочок земли цветет и пышет, а в голове куча идей и планов, что бы еще такого интересного здесь развести.
— Откуда такая любовь к земле? Так я ж вырос в тайге, до 15 лет поезда ни разу не видел, — говорит «легендарный» садовод. — Родился в глухом местечке, за 50 километров от станции Тыгда. Потом приехали к нам люди из Сковородина агитировать поступать в железнодорожный техникум. Так и выбрался с родины на «большую землю».
Сначала железнодорожный техникум, работа на «железке», потом институт радиовещания в Новосибирске. В 1975 году Сумерин пришел работать на «Орбиту» — обеспечивал первое телевещание в Сковородине. Объект располагался в километре от города. Неподалеку от него разбили дачный массив. Организовалось товарищество садоводов. Тогда-то Николай Семенович и посадил свои первые яблоньки.
«Царские» угодья
Уже через год на двух яблоневых кустах появился первый урожай — четыре плода на одной, и два — на другой. Пустить корни на этой земле решил и хозяин молодого сада: построил дом. Не маленький дачный «сарайчик», а добротный — строил своими руками из «царских» бревен.
— Неподалеку пошли под снос царские казармы, — вспоминает пенсионер. — Бревна продавали по дешевке. А какие тогда бревна были — вечные! Вот, большая часть нашего дома как раз из них.
Дом Сумериных понемногу обживался, сад разрастался и постепенно из приятного хобби превратился для его хозяина в образ жизни. Сначала Николай Семенович выращивал в основном привычные для района культуры, но потом углубился в чтение специальной литературы и понял: собрать урожай яблок в Сковородине — далеко не предел.
В 1994 году «Орбиту» закрыли, из начальника цеха Сумерин был переведен в сторожа полуразрушенного объекта. Времени для любимого занятия стало оставаться гораздо больше. Тогда-то на грядках его сада-огорода и стали появляться настоящие чудеса.
— Я выписываю много специальных газет, — рассказывает наш собеседник. — Со временем стал переписываться с такими же садоводами из других регионов, начали обмениваться опытом, делиться семенами. Сейчас фирм много, которые и семена на заказ могут прислать, и рассаду. Конечно, что-то приживается, что-то нет, но я пробую, районирую и во многом уже добился успеха.
Сам себе пчела
Успех «земляного» творчества может поразить неопытного человека широтой размаха. Неподалеку от яблоневых кустов на небольшой грядке зреют дыни — на вид не хуже, чем узбекские. Оказывается, семена «медовых» нашему герою прислали из Ставрополя такие же огородные фанаты. А еще до конца августа Сумерин рассчитывает собрать со своего участка не менее 50 арбузов.
— Гляньте, какой красавец, килограммов на 10 потянет! — демонстрирует полосатого гиганта садовод. — А вот земляника. Недавно посадил, а спеть будет до самых холодов. Это сорт такой специальный — «королева Елизавета вторая» называется.
«Королева» прибыла под Сковородино откуда-то из Подмосковья сразу в виде рассады. А семена арбузов Николай Семенович нашел на родине — благо успешных арбузоводов в регионе хватает. Мясистые дыни и кабачки, украшающие соседние грядки, — тоже «из местных». Правда, чтобы в этом году они дали обильный урожай, их хозяину пришлось в буквальном смысле поработать пчелой.
— У нас пчелы прошлой зимой померзли, — говорит Сумерин. — В апреле тепло стало — они вылетели, размножаться начали, а в мае резко похолодало, и многие погибли. Приходилось опылять растения вручную.
Премудрость ручного опыления, по словам нашего героя, знакома каждому опытному дачнику. Нам же, неопытным, он продемонстрировал, как это делается. Для того чтобы опылить растение, нужно найти его мужскую и женскую особи. Для этого надо взглянуть на цветок — на «даме» уже в период цветения образуется едва заметная завязь. «Мужчину» срывают и стряхивают с него пыльцу внутрь «женского» цветка. Теперь за урожай можно не бояться.
С торфом, опилками и любовью
Есть в чудо-огороде Сумерина много чего еще. Прекрасные помидоры, например. Их он выращивает в основном в теплице — в ведрах. Перец, картошка, малина и смородина, крыжовник, какие-то диковинные пряные травы и целебный паслен санберри. Конечно, для того чтобы все это зрело, хозяин участка прибегает к своим хитростям. Правда, сразу говорит — никакой химии.
Главный секрет — теплая почва. Она завозная, содержит торф, посыпается опилками. И вечная мерзлота нипочем.
Главный помощник на огороде — шестилетний внук Ванюшка — о важности опилок знает все.
— Я у деда тут один ребенок, — с гордостью говорит Ваня. — Помогаю ему — опилки таскаю в малину, чтобы не сгнила.
Если почву можно утеплить, то с воздухом несколько сложнее. Для того чтобы понять сразу, будет расти культура или нет, нужно подсчитать сумму активных температур. Для яблок она — 1700. Значит, урожаю быть.
— У нас невозможно вырастить абрикосы — они просто не успевают вызревать, зеленые замерзают, — делится опытом Николай Семенович. — Виноград слишком теплолюбивый. Для него 4000 градусов надо. Помидор не всякий вырастет, я перепробовал десятки сортов. Можно сказать, каждый «знаю в лицо».
Хорошая урожайность томатов для севера, по словам Сумерина, по килограмму с куста на улице и по пять — в теплице. Рассаду проверенных сортов, которые не подведут, он выращивает не только для себя, но и на земляков — по весне хорошо раскупают.
Сам пенсионер каждый год строит новые планы. Следующей весной обязательно разобьет сливовый садик и полукультурку разведет — в конце концов, яблоки — это главная фишка сковородинского садовода.
Добавить комментарий
Комментарии