Каждый участник учений прошел предварительный инструктаж.Каждый участник учений прошел предварительный инструктаж.

Очевидцы зрелищного события радовались, что оно всего лишь игра по сценарию крупных командно-штабных учений, которые организовали на ГЭС дальневосточные спасатели.

Огнем и маслом

Сначала взрыв в машинном зале станции, потом пожар с очагом площадью 200 квадратных метров. Прибывающие на место происшествия один за другим пожарные расчеты оперативно включаются в борьбу с ЧС. Шипение дымовой шашки у входа в машинный зал (чтобы было похоже на настоящий пожар) смешивается с шумным дыханием огнеборцев через специальные защитные маски.

К зданию тянутся рукавные линии. Выброс горящего трансформаторного масла, который произошел во время взрыва, усложняет задачу пожарных — тушить можно только с применением специального пенного состава. Пока оборудование готовится, сотрудники поисково-спасательной службы выносят из здания машзала первых пострадавших. По легенде учений, этим людям, можно сказать, повезло — им врачи окажут помощь на месте, а вот где еще более 80 человек — на момент эвакуации было непонятно. Печальная статистика появится позже — 30 погибших, 36 пострадавших, 28 пропавших без вести.

«Скорая» дело знает

«Скорая» из Талакана на место катастрофы прибыла через 20 минут. Главврач и главный хирург талаканской участковой больницы Вячеслав Люков говорит — приехали бы и раньше, но опять же, по легенде, дорогу напрямую размыло, и пришлось добираться в объезд. В машину одного за другим на носилках доставили четверых пострадавших: с травмой шеи, переломом руки, черепно-мозговой травмой и отравлением угарным газом.

— Самый простой случай — как раз отравление, — комментирует Вячеслав Николаевич, накладывая шину на руку одному из «травмированных». — Если человека спасли вовремя, то привести его в сознание достаточно просто, обычно хватает нескольких минут. А вот черепно-мозговая травма совершенно непредсказуема.

Кстати, талаканские врачи подтвердили, что за все восемь лет работы станции ЧС здесь происходят регулярно только в виде учений, а вот во время строительства объекта на настоящие серьезные случаи выезжать приходилось не раз. Были на стройке и падения с высоты, и электротравма, так что опыт работы в сложных ситуациях есть.

«Чрезвычайные» психологи

Работать в режиме реальных ЧС приходилось и психологам ГУ МЧС России по Амурской области. Машина с этими специалистами во время «пожара» дежурила рядом с медиками. В ходе учений, правда, помогать по-настоящему никому не пришлось, однако о том, как это сделать в теории, сотрудники психологической службы охотно поведали журналистам.

— Во время таких внештатных ситуаций к нашей помощи прибегают обязательно, — рассказывает психолог ГУ МЧС России по Амурской области Наталья Бахрушева. — Помощь психолога, бывает, нужна и пострадавшим, и их родственникам, и тем, кто попал в эвакуацию, и даже просто очевидцам ЧС. Ведь к таким ситуациям люди никогда не бывают готовы, все происходит неожиданно. Поэтому, кто и как среагирует, предугадать сложно. Кто-то может впасть в истерику, кто-то в ступор. Бывает, что человек резко становится агрессивным. Чтобы справиться со всеми этими реакциями, у нас есть свои приемы. В зависимости от того, в каком состоянии люди, сколько их, первичная психологическая помощь может занимать от 15—20 минут до нескольких часов.

«Водолазная» лепта

Ликвидация учебного пожара, которому был присвоен третий, наивысший ранг сложности, заняла чуть более получаса. Территорию возле машинного зала ГЭС пожарные обильно залили пеной, которую потом смыли чистой водой. Как показалось со стороны, несколько десятков человек действовали довольно слаженно. После окончания мероприятия руководитель командно-штабных учений — заместитель начальника ГУ МЧС России по Амурской области Владимир Золотарев подтвердил, что его подопечные с поставленными задачами справились, но насколько хорошо это было сделано, будет решать высшее руководство.

Рабочее совещание по итогам прошло на территории ГЭС в этот же день. Участники совещания обсудили и дали оценку работе еще одной группе, принимавшей участие в учениях, — водолазам поисково-спасательного отряда. Они после «легендарного» взрыва в машинном зале обследовали тело плотины в левобережной глухой части на предмет повреждений. По предварительному заявлению, которое сделал начальник ГУ МЧС России по Амурской области Виктор Бухта, учения прошли в штатном режиме, и участникам будут сделаны лишь небольшие рабочие замечания.

Реальное нереально

Есть ли вероятность того, что разыгранный на Бурейской ГЭС сценарий учений может произойти в реальной жизни? Этот вопрос волновал очевидцев, пожалуй, больше всего. Руководство гидроэлектростанции заверило присутствующих, что придуманная ситуация специально была напичкана излишними сложностями.

Если и допустить, что такое случится в жизни, то вероятность подобной ЧС крайне мала.

— Мы прогнозируем максимально возможные, самые сложные задачи, — подчеркнул директор филиала ОАО «РусГидро» — «Бурейская ГЭС» Игорь Голубцов. — И учения проводятся для того, чтобы не допустить возникновения подобных ситуаций. Ведь та работа, которая ведется здесь, «на поверхности» — это далеко не все. Во время мероприятия и в ходе подготовки к нему задействовано огромное количество людей, средств, отрабатывается взаимодействие многих структур и ведомств. Достигается слаженность в действиях. Это зачастую является самым главным во время ликвидации любой ЧС на таком объекте, как наш.

Новобурейцев эвакуировали

Командно-штабные учения продолжились вчера в поселке Новобурейский и селе Малиновка. Здесь спасатели ра-зыграли совсем другую историю: экстремальное наводнение на Бурее, которое повлекло за собой подтопление ближайших к ГЭС сел. Учения проходили в несколько этапов.

— В Новобурейском было организовано оповещение людей об угрозе затопления, сбор и эвакуация жителей одной из улиц поселка на автобусе в пункт временного размещения — гостиницу «Бурея», где они прошли регистрацию и получили питание. Пункт охранял усиленный наряд полиции. Все было как в условиях настоящей ЧС, — рассказала по телефону АП начальник пресс-службы ГУ МЧС России по Амурской области Раиса Копырина.

В следующем году спасатели планируют провести еще более сложные комплексные учения с участием сразу двух ГЭС — Бурейской и Зейской.