Видеозвонок из дома
— Чингиз, ты меня видишь? А слышишь? — Анастасия Нахматова вглядывается в экран. Там, в исправительной колонии № 8, отбывает срок ее брат. Сегодняшнее утро у парня началось совершенно неожиданно.
— Пришли разбудили и говорят: хочешь родственников увидеть? — делится молодой человек. — Я говорю: конечно. Дали телефон, ну, позвонить родне. Так я им объяснил, куда идти, что делать.
Для самой девушки испытание «видеосвидания» оказалось приятным сюрпризом. В колонию к брату девушка ездила совсем недавно, увидеть его снова ожидала не скоро. И вдруг — вновь возможность поговорить и увидеть. «Жаль, обнять не удалось», — грустно улыбается Анастасия.
Специальные терминалы, с помощью которых можно общаться с «волей», установили во всех исправительных колониях Приамурья еще месяц назад. Однако специалисты-инструктора прибыли в Благовещенск только вчера.
— Разговаривать с осужденным можно как с помощью аппарата, который расположен в здании областного УФСИН, так и с любого компьютера, подключенного к сети интернет, — объясняет менеджер фирмы-поставщика системы «Видеосвидание» Артем Базанов. — На нашем сайте есть специальная программа, которая работает аналогично всем известному «Скайпу». Скачивайте ее на компьютер или ноутбук и общайтесь сколько хотите.
Разговоры два раза в месяц
Конечно, разговаривать с родными сутками напролет осужденным не дадут. В каждой колонии расположено только по одному терминалу. Поэтому для видеозвонков составят специальный график. Согласно законодательству эта услуга приравнивается к телефонному разговору, а не к краткосрочному свиданию. Значит, официальное ограничение — 15 минут в день. Однако на практике придется ограничиться одним-двумя звонками в месяц — ведь за каждым видеосвиданием должен следить сотрудник УФСИН.
Чтобы поговорить с родными, осужденный должен написать заявление. Если документ одобрили, он попадает в coll-центр компании «Искра». После этого оператор вбивает в базу соответствующие данные, и в назначенное время родственники смогут увидеть и услышать друг друга.
Кстати, услуга не бесплатная: минута разговора стоит 10 рублей. Терминал работает от специальной карточки номиналом в 10 или 20 минут. Приобрести ее могут либо сами осужденные в своих колониях, либо их родственники в отделениях «почты России».
Тестовый режим
Деньги на приобретение технической новинки выделены из федерального бюджета. Цена каждого терминала около 30 тысяч рублей. Сейчас на территории Приамурья установлены 8 современных таксофонов. Семь из них располагаются в комнатах для свиданий колоний и один — в областном здании амурского УФСИН.
Подобные терминалы стоят сегодня и в других областях. Так что поговорить с осужденным можно практически из любого крупного города России. Ну а если поблизости нет специальных терминалов — всегда остается интернет. Более того: возможности терминала позволяют и самим колониям общаться друг с другом в режиме видеозвонка.
Сейчас новая система находится в тестовом режиме, разработчикам еще предстоит довести до ума новую аппаратуру.
— Слышно очень тихо, и изображение немного зависает, — делится впечатлениями Анастасия Нахматова. — Необычно, конечно, но все равно здорово. Да и дешевле выходит, чем обычная поездка.
По словам девушки, пользоваться новинкой она теперь будет регулярно. Правда, выходить на связь постарается из дома — перед домашним компьютером можно собрать всю семью. Сами же сотрудники областного УФСИН уверены: главную задачу «по гуманизации пребывания человека в местах лишения свободы» новая система видеосвиданий оправдывает полностью.
В колонии открыт «Пункт гласности»
Терминалы, с помощью которых можно совершить видеозвонок, в благовещенской исправительной колонии № 8 используются и для связи с начальником ИК.
— У нас есть отдельное помещение, так называемый «Пункт гласности», которое оборудовано телефоном, видеокамерой и звукозаписывающим устройством. В любое время осужденный может подойти и обратиться ко мне напрямую. Даже если меня нет на месте, обращение запишется, и я смогу просмотреть его у себя на компьютере, — говорит начальник ФГУ ИК-8 УФСИН России по Амурской области Сергей Стеблевский.
Самый распространенный вопрос — о свиданиях.
— Спрашивают, почему им не дают встречаться с гражданскими женами. По закону свидания разрешены только с официальной супругой. С сожительницами можно только в том случае, если есть совместные дети, которые зарегистрированы и носят фамилию отца, — объясняет Сергей Геннадьевич. — Также интересуются, почему их своевременно не знакомят с решением суда, задают вопросы по делам, поправкам, по трудоустройству. На неуставные взаимоотношения не жалуются — у нас их нет.
Вы знаете, Катя, я была в нескольких колониях, и на западе России, беседовала и с заключенными, и с начальниками. Многих настолько привлекает режимный быт своими прелестями, о которых на воле они даже не мечтали, что, как говорится, отсидел- вышел-выпил-украл-и снова на нары. Да вы поговорите с сотрудниками зоны, они вам тоже самое скажут. Это не новость и не мое открытие. Это правда. Вот если бы им там еще бар открыли и дискотеку с девочками, то точно бы записывались в очередь.
А поработал бы зэк лет пять в глуши на прииске, на добыче полезных металлов за бесплатно, на благо государства, на которое он нечаянно или по ошибке, а может и специально наплевал — вряд ли бы обратно захотелось, сидел бы на воле тише воды.
— Светлана_ (гость)Действительно, санаторий! И отчего туда только люди в очередь не записываются? Светлана, такое чувство, что вы завидуете, ей-богу. Так там и сейчас свободных коек много. я, конечно, понимаю, что в исправительных колониях не белые зайчики сидят. но люди, попавшие туда, уже получили свое наказание. ВЫ видели хоть раз, хоть одну ИК в реальности? съездите, не поленитесь. думаю, больше подобных постов оставлять не станете.
и да, вам не приходило в голову, что далеко не все зэки — гады, сволочи и уроды. есть, конечно, те, кому не то, что срока пожизненного — стула электрического мало. но ведь на зону попадают люди, которые оступились. украли, подрались... да мало ли в жизни бывает. от сумы да от тюрьмы, как говорится... и случится такое может практически с каждым.
так что теперь? дотаптывать людей, которые уже мотают срок, в грязь? им там не девочек с сауной предлагают. кружки, книги — все это напрвлено на то, чтобы человек вышел из тюрьмсы человеком, а не озлобившейся скотиной, которая способна только ненавидеть весь мир и вести себя соотвественно.
ну и если уж на то пошло — возможность видеть дом и семью как ничто другое заставляет переживать разлуку, рождает желание видеть любимых снова. и, по словам воспитателей усфина, учит ценить любовь и дорожить тем, что имеешь. Так что пусть видят, разговаривают. Когда видишь, что тебя ждут, что тебя любят, начинаешь ценить мир.
— Екатерина Феничева (гость)Я никак не пойму, зэки там наказание отбывают или в отпуске находятся санаторном?!? Как ни почитаешь, и завтрак-обед-ужин из трех блюд, и полдник впридачу, клубы, и библиотеки, и спортивные кружки, и самодеятельность, и кино им показывают, и артисты приехжают к ним, и медпомощь — лежи не горюй, деньги зарабатывают.... Не жизнь, а курорт какой-то! Противно аж, сидят там на деньги честных налогоплательщиков. Их надо на тяжелые работы отправлять причем за бесплатно, а они сидят там конверты клеют.
— Светлана_ (гость)